Выпуск №19







Содержание:

Не забывается такое никогда

Никакие другие праздники, наверное, так не любят и не ждут и взрослые, и дети, как новогодние. Ведь это праздник на грани сказки. Дед Мороз, Снегурочка…Утром проснёшься, а под ёлочкой тебя подарок уже дожидается. И подарок этот – всегда то, что тебе как раз было нужно, то, о чём ты только и мечтал. Детство без ёлки, волшебных визитов Деда Мороза со своей внучкой – это не детство. И без маскарадных костюмов, без детсадовских и школьных утренников детство тоже не детство. Повозились, поколдовали на пару с мамой или бабушкой, и вот уже в зеркале смотрят на тебя волк, лиса или заяц…Прекрасные праздники, целых шесть утренников у нарядной ёлочки подарили своим воспитанникам добрые феи из детского садика «Улыбка». Весело, смешно, интересно было ребятам. Пели, плясали, стишки красноносому деду рассказывали, за что старый щедро всех подарками одарил. Разве такое забудешь?


Уезжать нельзя остаться

2 июня прошлого года В.В. Путин подписал Указ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». При этом президент выделил три главные задачи: решение демографической проблемы; приток рабочей силы; развитие экономики. За полгода приведена в соответствии с этим указом законодательная база, создана межведомственная комиссия, подготовлены региональные программы переселения в пилотных областях, где приём переселенцев должен начаться с 1 января 2007 года. Это Тверская, Липецкая, Тюменская, Амурская, Тамбовская, Иркутская, Новосибирская, Калужская, Калининградская области, Красноярский, Приморский, Хабаровский края. Действия России вызвали неоднозначную оценку в обществе. Об остроте развернувшейся дискуссии вы можете получить представление, познакомившись с рядом публикаций как в российской, так и отечественной прессе.

Степан Иванович Т-ин:
Никуда я не уеду. Если раньше вместе с парнями своими не уехал, когда моложе был, то кому я теперь там, в России нужен? А детям садиться на шею не хочу. Где родился, там и умереть хочу. Тем более, что никаких притеснений ни от кого не чувствую. Молодым – да, тем надо хорошенько подумать, где поставить запятую. Но и паниковать не стоит.
Евгений Р.
Решение перебраться в Россию было принято мной ещё до обнародования путинской программы переселения. Но если до заявлений о скором переводе делопроизводства на государственный язык и замене кириллицы на латиницу ещё были сомнения, то теперь их не осталось. Прежде всего во имя будущего своих детей пора собираться в дорогу. Но поеду я не туда, куда зовёт эта Программа, а к другу, в один из малых городов Северного Урала. С его же помощью уже, можно сказать, нашёл себе работу, временное жильё. Присмотрел также участок, где буду строить себе дом. Не пропаду. Школу выживания у нас за эти годы мы прошли хорошую.

С момента подписания беловежского позора из 25 миллионов канализированных в новое зарубежье русских 9 миллионов уже возвратились на свою историческую родину. Ещё 1,5 миллиона проживают постоянно в России нелегально в качестве иностранных (?) рабочих. 2,5 миллиона было убито в многочисленных межнациональных конфликтах и вымерли на чужбине. Около 2 миллионов в целях личной безопасности сменили записи в пятой графе своих паспортов…
Ещё до реализации Программы Указ президента был переведен в политическую плоскость. В преддверии президентских 2008 –го года выборов беспроигрышная демонстрация о соотечественниках сулит от 10 до 15 миллионов дополнительных голосов. Новосибирская газета «Отчизна» в противовес трём президентским социально-экономическим задачам обозначила пять политических составляющих: 1) желание «партии власти» с помощью Программы заработать симпатии переехавших из зарубежья претендентов на российское гражданство; 2) попытка Кремля получить за счёт иммигрантов весомый противовес коренному большинству; 3) возможность легализоваться мигрантам, приехавшим на заработки; 4) привлечение граждан СНГ на службу в силовые структуры; 5) перехват «партией власти» политических лозунгов, используемых национал-патриотическими силами. При этом автор статьи ошибочно утверждает: «Процент же подлинных соотечественников, этнических славян будет незначительный, так как все, кто смог и хот ел уехать, уже уехали»…
А вот социологические исследования, проведенные неправительственным казахстанским фондом Петровской академии наук и искусств показывают, что из 3,5 миллионов русских пока ещё остающихся в Казахстане, 92% готовы сейчас же выехать в Россию. Хотят, но не могут! В Бишкеке и Оше, где в дни тюльпанового переворота антирусские лозунги выдвигались на уровне антиакаевских, из 2172 опрошенных русских не нашлось ни одного, кто бы отождествлял себя с Киргизией. Уехать хотят все!.. Процесс деруссификации бывших российских окраин принял необратимый характер…24 октября нынешнего года объявлено, что с 2007 года всё делопроизводство в Казахстане будет переведено на государственный язык, а затем кириллица будет заменена на латиницу. Сколько русских будут превращены в вынужденных переселенцев с помощью этой инициативы?
Справедливости ради следует отметить, что казахстанское промышленное лобби и коллаборационисты негативно восприняли путинский Указ. Первые из них руководствуются только личной наживой. Ведь в случае реализации Программы из-за массового оттока квалифицированной рабочей силы остановятся целые отрасли. Именно крупные промышленники инициировали ряд негласных ограничений по отъезду русских. Что касается вторых, то они уже давно действуют не в интересах, а в ущерб России. Ещё раз это было продемонстрировано на прошедшей в августе в Алма-Ате конференции (псевдо)славянских организаций, где руководители славянского движения «Лад», Русской общины Казахстана, атаманы Союза казаков Семиречья и Союза казаков Степного края выступили с резкой критикой путинской Программы. В резолюции форума они заявили: «Мы, если власть нас услышит, будем проводить агитацию против миграции трудоспособного населения». Однако эта политическая риторика не помешала упомянутым организациям в целях получения выгоды создать в республике целую сеть незаконных коммерческих структур, которые занялись предварительной регистрацией потенциальных переселенцев, выманивая у каждого поверившего им от 200 до 500 тенге. Уже поступили в продажу по 100 долларов удостоверения участников Программы. Хотя таковые ещё даже не утверждены российским правительством.
Сергей БРИТВИН. «Советская Россия», («Соотечественников просят не беспокоиться») 30 ноября 2006 года.


«Цена вопроса 200 миллиардов долларов»
Из письма Координационного Совета русских, казачьих и славянских организаций Республики Казахстан Президенту Российской Федерации.
…Посмотрите вокруг: бывшие исторические территории России, а ныне суверенные страны, есть национальные государства, официально провозгласившие, что они являются таковыми по сути, хотя на момент этого провозглашения подавляющее большинство граждан этих государств, за редким исключением, не принадлежали к титульной нации. Они как бы подсказывают Вам, что в самое ближайшее время Россия тоже должна стать государством самоопределившегося русского народа…Понятно, что приоритетами в этих государствах будут люди титульной нации. Ни о каком общегражданском обществе американского или европейского типа речи не идёт и идти не может в обозримом будущем на этих территориях. И сегодня любое силовое давление на них будет восприниматься местными элитами в штыки, и они, скорее всего, попытаются переориентироваться на другие геополитические центры силы, которые существуют в мире (мусульманский, европейский, китайский или американский)…
Что получит Россия в случае выезда основной массы русских людей из Казахстана? Через десять лет на месте российско-казахстанских границ будет граница российско-китайская, а Казахстан не будет даже автономной областью Китая. Две - три небольшие группы по десять - пятнадцать миллионов молодых китайцев навсегда решат постоянно дискутируемый сегодня среди русских и казахов вопрос о государственном языке…Программа китайского правительства по переселению на границы с Казахстаном двухсот пятидесяти миллионов человек из центральных областей Китая не оставляет никаких сомнений в том, что будет именно так, а не иначе.
Поговорим предельно откровенно. Россия только за последние годы списала так называемым слаборазвитым странам 80 млрд. долларов США. С чего бы такая щедрость ко всем, кроме родного русского народа? Ответ прост. Огромные взятки национальных элит этих государств безнациональной, антирусской бюрократии России, которая делает вид, что даже не подозревает: слаборазвитая, нищая Россия начинается за московской кольцевой дорогой, и у этой России сегодня пятьсот тысяч малолетних сирот и полтора миллиона человека в год «естественной» убыли, в основном, русского народа, чего никогда в его истории не было. Малая толика – десятая часть этих средств – могла бы укрепить русские диаспоры по всему периметру Границ России так, что правительства этих стран стали бы придерживаться пророссийской ориентации для своего же блага. Именно такой государственный подход к своим интересам сегодня необходим России. Для того, чтобы переселить три миллиона русских людей из Казахстана, и это только половина диаспоры, с учётом предоставления жилья, рабочих мест и т.д., требуется, как минимум, двести миллиардов долларов. Таких денег у России просто нет, а для того, чтобы закрепить российские интересы в Казахстане и поддержать братский казахский народ в его вековом противостоянии китайской экспансии, нужно денег в сто раз меньше. Нужно только ими правильно распорядиться, по-государственному, не разворовать. Для этого в Казахстане есть Координационный Совет русских, казачьих и славянских организаций, который готов отчитаться за каждую копейку, потраченную на укрепление союзнических отношений между Казахстаном и Россией во всех сферах жизнедеятельности общества.
«Казачьи въдомости», № 12, декабрь 2006 г.


«Рабочим – зелёный свет, алкоголикам - фильтр»
Выяснить степень готовности к началу второго этапа Программы было призвано межведомственное совещание, прошедшее в Красноярске 11-12 декабря, в работе которого принял участие и автор данной статьи…Интересно было услышать мнения экспертов из Узбекистана и Туркмении, где некоренных жителей осталось от 3 до 5 % от общего числа, да и те, судя по словам выступающих, готовы откликнуться на зов России. Столь же сильны миграционные настроения среди русскоязычного населения Латвии и Эстонии. Чего нельзя сказать о наших соотечественниках, проживающих в Германии. Говоря о Казахстане, я сообщил, что настроения у жителей юга и севера страны могут сильно отличаться, что мы не видим большой разницы в экономическом положении двух стран. Более того, если русский язык получит статус государственного, то большой миграционной волны отсюда не стоит ждать. Правда, вероятность подобного предположения близка к нулю, учитывая нереалистичность и твердолобость властных структур в языковой политике, и тогда потеря человеческих ресурсов становится неизбежной. Говорю об этом с полной уверенностью, поскольку за последние полгода к нам в Русскую общину обратились тысячи людей по вопросу переселения в Россию. Причём большинство из них внутренне уже приняли решение о переезде, их интересовали лишь некоторые конкретные пункты Программы и дата начала её реализации.
Совещание выработало ряд рекомендаций и обратилось с ними в межведомственную комиссию. Вот некоторые из них: приём молодёжи из числа соотечественников в вузы и сузы на бюджетной основе; содействие привлечению соотечественников, желающих организовать собственный бизнес на территории РФ; содействие переселению групп, желающих организовать компактные поселения в сельской местности (переезд бригадой, артелью, ТОО, посёлком); предусмотреть приём переселенцев всеми другими регионами РФ с июля 2007 года. На совещании прозвучал вопрос о пенсионерах. Представитель миграционной службы России ответил, что Программа рассчитана на привлечение рабочих рук, поэтому одинокие пенсионеры вряд ли смогут быть участниками Программы, если они не доктора наук, крупные учёные, изобретатели или деятели культуры. Здесь возможен индивидуальный подход. Переезд вместе с родителями внуками, равно как и воссоединение с семьёй, - не препятствуются. России не нужны алкоголики (своих хватает), наркоманы, криминальные элементы. Здесь будет тщательный отбор.
В заключение сообщу, что Русская община располагает программами всех пилотных регионов, названных выше, и готова поделиться ими со всеми желающими.
Аркадий ДЕНИСОВ. «Наша газета» («Время переселения – между двумя этапами»), 21 декабря 2006 года.


Поезд ушел навсегда

К событиям на станции Бускуль
Как мы уже сообщали (№ 17 «Прощай, дорога жизни? »), в начале декабря на станции Бускуль по решению руководства Южно-Уральской железной дороги с подачи пограничной службы Российской Федерации перестал останавливаться электропоезд, следующий по маршруту «Челябинск-Карталы-Челябинск». Собственно, электричка по-прежнему делает здесь остановку, но лишь для того, чтобы забрать или высадить рабочих железной дороги, которых в Босколе проживает немало. Всем прочим гражданам посадку в единственный вагон, открывавший свои двери на станции, решительно преграждали дорогу послушные приказу доблестные пограничники. Самым отчаянным головам из жаждущих отправиться в дорогу легче было взять штурмом двери других вагонов, чем уговорить «погранцов» разрешить им посадку. Смириться с таким поворотом событий не смогли как завсегдатаи Троицкого базара, так и родители боскольских студентов, обучающихся в российских вузах и сузах. Была создана инициативная группа, прошли сходы, подключена пресса. Неспокойно стало в посёлке.
Если называть вещи своими именами, то, что происходит сейчас в Босколе, - это народные волнения. Или, как выразился мой недавний собеседник, свидетель тех событий, пожелавший остаться, конечно, неизвестным, - БАБИЙ БУНТ.
- Бессмысленный, но не беспощадный, - легко жонглируя Пушкиным, продолжил свою мысль мой безымянный начитанный собеседник. – Беспощадным всякий русский бунт становится лишь тогда, когда за топоры берутся мужики. А женщины пошумят, пошумят, да и разойдутся. Не с чем. Потому что в сложившейся ситуации им просто ловить нечего. По их все равно не будет. Поезд, как говорится, ушёл. Навсегда.
Вот такое на первый взгляд, странное заявление. Но давайте разберемся, так ли не прав мой собеседник. Мужчины действительно в боскольских событиях остаются как бы на втором плане, предоставив, точнее, легко уступив всю свободу действий женщинам.
И они действуют, то есть, не покладая рук, пишут, пишут во все концы. Просят, умоляют понять, выслушать их, войти в положение. В конце концов сопредельные стороны, то есть пограничники Казахстана и России договорились временно, до 10 января, разрешить проезд на электричке боскольским студентам по спискам. И это, по мнению моего собеседника, последняя уступка россиян. Ну, может, ещё разок, какую разовую благотворительную акцию проведут для студентов. Что касается боскольских владельцев подворий, живущих с Троицкого базара, для них, похоже, «дорога жизни» потеряна навсегда. А родителям студентов вскоре ненавязчиво посоветуют отправлять своих отпрысков продолжать образование в отечественных учебных заведениях.
Боскольцы, возможно, только в дни этих событий обнаружили, что живут с россиянами в разных государствах, которые, несмотря на беспрестанные заверения высокопоставленных лиц «сопредельных сторон» во взаимном уважении, дружбе и сотрудничестве, всё настойчивее, всё энергичнее отгораживаются друг от друга заслонами границ и таможен. Примеров нынешнего «взаимовыгодного сотрудничества» России со своими соседями можно найти сколько угодно. Вспомните Грузию, Молдову, Украину, Белоруссию… Что в сравнении с этими «потягушками» электропоезд, не останавливающийся на какой-то станции Бускуль? Куда проще, конечно, под предлогом борьбы с незаконной миграцией, наркотиками, защиты своих экономических интересов и так далее лишить людей «дороги жизни», чем заставить на полную катушку работать соответствующие службы, которые бы оперативно пресекали преступность на корню, до её выхода на жизненно важные магистрали. Бездумно «укрепляя границы», власти «сопредельных государств» одновременно разрушают людское доверие к себе. Но деваться-то куда? Не за топоры же браться или на рельсы ложиться?
Так что бунтуй, не бунтуй, согласился я со своим собеседником, а ушедший поезд на перрон станции Бускуль, увы, уже не вернёшь, или вернёшь не скоро. Впрочем, и он, и я хотели бы ошибиться…


Тупик

Окончание очерка
(начало см. в № 17)

Вера Митрофановна Чабиева родилась в один день с Христом. Но с тех пор, как 9 января 2004 года потеряла мужа, ни один праздник, включая собственный день рождения, ей больше не в радость. А тут ещё в результате изнурительной судебной тяжбы лишилась имущества, унаследованного у мужа.
На основе лежащих на поверхности фактов, ничего не придумывая, и не прячась за мудрёными параграфами, С.С. Усенко убедительно доказала очевидное. Вывела, так сказать, аксиому происшедшего. Чтобы понять её, не нужно иметь не то, что специального юридического, но даже высшего образования. Все просто и понятно всем. Д. Чабиев приобрёл имущество на основании документов, в которых протяженность железнодорожного пути не была указана. По действовавшему тогда порядку, железнодорожный путь не относился к недвижимому имуществу, следовательно, не требовалась и его регистрация. Иного подобного имущества, то есть, тупика, в наших Черёмушках не было и нет. Его и только его эксплуатировал Чабиев со времени приобретения и до самой своей смерти. А значит и после смерти тупик должен перейти к его законным наследникам.
На том бы и поставить большую жирную точку. Положить конец спорам – раздорам. Раз и навсегда избавить от притязаний на него умельцев взять то, что плохо лежит. Главное доказано: тупик несколько лет эксплуатировался Чабиевым, давая народу уголёк. А бумаги должным образом он просто не успел оформить. Смерть помешала. Причина более чем уважительная. Потому сначала помогите наследникам без времени ушедшего из жизни, немало сделавшего для района человека оформить всё как надо, а потом уже вступайте с ними в торги – переговоры. Ведь грех отбирать у вдовы принадлежащее ей с оглядкой не на человека, а на толкуемые разными спецами по- разному статьи и параграфы. Большой грех казнить-наказывать её за упущения и даже возможные прегрешения покойного мужа. Грех, судясь с ней, судиться тем самым с покойником, как поступили бывшие партнёры Чабиева по ТОО «Уголёк».
Да, возможно, Чабиев поступил с ними не очень хорошо, втихомолку прибрав к своим рукам принадлежащее всем. Но почему соучредители обнаружили это лишь после смерти своего соратника? Почему они вообще позволили это ему сделать, если управляли ТОО наравне с Чабиевым? Может быть, по той простой причине, что в ТОО присутствовал лишь один их капитал, а всеми делами единолично заправлял Чабиев? И что, если он вовсе не кидал партнёров, а просто не успел объясниться с ними, чтобы разойтись «красиво»? Столько вопросов потому, что маховик изнурительной тяжбы был запущен именно оставшимися в живых коллегами Чабиева. Будь жив он сам, уверен, соучредители «разрулили» бы между собой без всякого суда. И это не упрёк кому-то, а просто несколько эмоциональная констатация фактов, попытка распутать непростой клубок последовавшего далее противостояния.
Вернув через суд своё, бывшие партнёры Чабиева тут же, как уже говорилось, продали свои доли ТОО «Ситу» в лице И.И. Царицона (запомним, кстати, эту фамилию). А через три месяца 12 октября 2005 года по заявлению акима Карабалыка подъездной железнодорожный путь протяженностью в 180 метров ставится на учёт в ЦПН как бесхозное имущество. А ответственное хранение его доверяется, кому бы вы думали ? Правильно! Тому же - ТОО «Ситу». Почему товарищество, прописанное в Костанае, оказалось ближе всех к спорному объекту лично для Веры Митрофановны не вопрос. Она считает этот шаг составной частью хитроумной многоходовой комбинации, организованной местными чиновниками с единственной целью: не мытьём, так катаньем лишить её наследства. Начиналась эта многоходовка, по её мнению, с уже упоминавшихся манипуляций поселковых властей и земкома, сначала давших ей «добро» на получение земельных участков и заключивших с ней соответствующие договоры купли-продажи, а затем вдруг, как по команде, пошедших на попятную. А завершилась эта «блистательная» комбинация, опять же по мнению вдовы, осенью 2005 года, когда появилась сначала сомнительная проектно-сметная документация на проектирование и строительство «Угольком» некоего «промышленного предприятия» в образе хорошо уже нам знакомого тупика, а потом и акт приёмки этого давным - давно построенного объекта. И опять же подписанты его – спецы районного управления архитектуры и градостроительства, действия которых обжаловала Чабиева, отделались, как и их предшественники, лёгким испугом.
Надо отдать должное новым владельцам «Уголька». В минувшем году действовали они последовательно и наступательно, активно и изобретательно. Иски к несчастной женщиной с опорой на всё новые и новые «железные» статьи и параграфы, следовали один за другим. В результате такого наступления вдова осталась ни с чем, будто всё то, что передал ей муж, было нажито им незаконно.
- Когда был жив, работал, всё, выходит было в порядке, законно, всем был нужен, а умер, чуть ли не в злодея превратили, - сокрушается Вера Митрофановна, полная новых подозрений.
Да и как её не понять. Ведь только совершенно глухой и слепой ко всему происходившему человек может пройти мимо того факта, что на протяжении всей тяжбы судьи Карабалыкского районного суда и их областные коллеги дули, что называется, в совершенно разные дуды. Мнения тех и других то и дело расходились. Все решения карабалыкских судей судом второй инстанции, то есть, коллегией по гражданским делам областного суда были либо отменены, либо изменены не в пользу Чабиевой. Не выдержав, перед последним заседанием названной коллегии, рассматривавшей очередную апелляционную жалобу ТОО «Уголек» на очередное решение Карабалыкского суда, Вера Митрофановна напрямую обратилась с письмом к председателю Костанайского областного суда. Вдова просила С.И. Абдрахманова принять к сведению якобы прозвучавшее накануне заявление представителей «Уголька» о том, что её вопрос наверху давно уже решён и не в её пользу.
И вот, что ответил ей председатель: «Ваше обращение не содержит сведений, которые можно было бы проверить на соответствие действительности. Разъясняю Вам, что в соответствии с п.1 ст. 77 Конституции Республики Казахстан судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Согласно п.2 Конституции какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечёт ответственность по закону». В тот же день, 15 ноября 2006 года коллегия по гражданским делам полностью удовлетворила последнюю апелляционную жалобу ТОО «Уголёк».
- Пришли сильные, богатые люди. У них всё и везде схвачено. Буду писать Президенту,- так прокомментировала последний акт Вера Митрофановна, как нам известно, и не надеявшаяся на иной вариант решения спора.
Кстати, о «сильных и богатых». Костанайское ТОО «Энергосервис -Z» задолжало В.М. Чабиевой и С.А. Мужухоеву за аренду в июне – декабре 2005 года тогда ещё принадлежавшего им тупика более полумиллиона тенге. Несмотря на решение соответствующего суда о взыскании долга, вступившего в законную силу ещё 17 апреля 2006 года, «Энергосевис -Z» не рассчитался с Чабиевой и Мужухоевым и по сей день. «Согласно объяснением представителя по доверенности гр. Тулебаева М.М., что «Энергосервис -Z в данный момент выплатить задолженность по исполнительному листу не имеет. Согласно обязательствам гр. Царицона И.И. он от уплаты долга не отказывается и в соответствии со своим материальным положением готов погасить ежемесячно по 5000 тенге выплачивать частично» - это фрагмент ( с сохранением стиля подлинника) из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанного дознавателем ОД Южного ОВД г. Костаная Шауеновым К.Б.
Уж не тот ли самый это Игорь Иванович Царицон, в лице которого ТОО «Ситу» 19 июня 2005 года приобрело доли в уставном капитале ТОО «Уголёк» у трёх оставшихся в живых учредителей за 1401705 тенге?


Роза Гардер: «Про Тогузбай, сынок, не забывай»

Окончание, начало в № 17
Мать и отец умерли зимой. Мама лежала в сарае до самой весны голая, потому что когда он умерла от голода, я сняла с неё платье. Самой носить было нечего. Так она и лежала голая, замороженная до весны. Только весной, когда приехал уполномоченный НКВД и заставил хоронить умерших, лежавших прямо в снегу на улицах, я похоронила маму. Осталась я одна с шестью иждивенцами. Как прожили это время, не знаю. Ведь все приехавшие с нами немцы, за исключением немногих, перебравшихся в другие места, умерли. А мои дети были такие умные. Никогда не капризничали. Сидели на нарах опухшие и ждали меня, когда принесу им покушать. Но так до весны и не дожили, умерли в апреле, когда начало уже зеленеть. Эльза умерла первой. Я даже не видела когда, была на работе. Потом как-то пришла на обед домой, мой сын с печи и говорит: «Мама, я кушать хочу». Он уже двигаться не мог, ослаб, опух. Я заплакала, побежала что-нибудь найти ему поесть, а когда вернулась, Альфред уже был мёртвый.
Спасаясь от голода, Иван и Леонтина решили уйти в Комсомолец, в комендатуру. Там скитались в какой-то кочегарке вместе с такими же пацанами – чеченцами, пока им не приказали вернуться в Тогузбай. Пока дошли до Бурлей, обморозили руки, ноги. Кто-то из сердобольных бурлинцев приютил их. Когда до меня дошли слухи, что Леонтина и Иван умирают, я пошла к начальнику, работала тогда гуртоправом и никто тогда не работал так, как я, плакала и просила помочь. Он дал мне быка с санями и ещё рукава от старой фуфайки, в них я укутала ноги Ивана. Они стали уже гнить. Повезла брата в Тогузбай, чтобы хоть умереть вместе. А Леонтина осталась в Бурлях, нашла работу. «Мне всё равно, где умереть», - сказала она.
Но весной она всё же вернулась к нам и была на хозяйстве. Ивана взяли молотобойцем и Антон тоже пошёл работать. В 13 лет он работал, как взрослый мужчина с утра до ночи, косил сено, грузил на бричку, отвозил на сеновал. Антон сам выучил себе для работы быка. Это тоже уметь было надо. А быка того вскоре у него забрал один нехороший человек. Помню, прибежал он в слезах ко мне, жалуется. Я – к начальнику. А тот отвечает, ничего Антон себе еще одного быка выучит. Так всё и шло. Людей работать не было, а скота было много. Всё приходилось делать вручную. В 1947 году к нам привезли ещё немцев из других посёлков: Мок, Грец, Ниссен, Фикс и другие. У них были ровесники моим братьям. В 1948 году Иван, который уже несколько лет работал кузнецом, женился на Рите Ниссен. Антон женился в 1952 году на Анне-Марии Мок, а Роман – на Иде Грец. Она была такой красавицей. Всем трём я справила свадьбы. Каждому подарила по корове.
Они были хорошие. Никто, никогда их ничему не учил, а они умели всё. Землянку из пласта сложили, как игрушку. Всю домашнюю мебель тоже мастерили сами. Иван делал в кузне прекрасные инструменты. Роман хорошо рисовал. Не пили, не курили. Таких сейчас нет. Всё у них в руках горело! Иван стал всем нам надежным защитником. Всегда шла к нему за помощью. И он никогда не отказывал, помогал всем, чем только мог. И жена его Рита – чистое золото. Родить и вырастить 9 детей – это не шутка. Леонтина в связи со слабым здоровьем была на хозяйстве, оставалась всегда дома. К ней повадился ходить один местный. Возможно, было насилие. Немцев за людей не считали и в 1950 году. Словом, Леонтина родила мальчика и назвала его Николаем. Он был худенький и слабый.
Мне в ту пору было всего 31 год. Я была красивой, нравилась многим. Был у нас зоотехник из Николаевки Половников Николай. Он был женат, но полюбил меня. Но на немках не женились, из-за них не разводились. Уехал вскоре в свою Александровку, оставив мне тебя, Василий. Родила я тебя на выпасах, в землянке. Ты ничем никогда не болел. Не кашлянул ни разу. Через два месяца меня выгнали на работу. Тебя приходилось оставлять одного на целый день. Потом, когда подрос, оставляла на земляном полу в землянке без штанов. Если обкакаешься, то не в штаны. Прожили мы с тобой в землянке на выпасах 3 года. К этому времени ты уже исправно пас телят, гонял па водопой скот. Сам, без нас. Нас там было несколько человек, женщин. После обеда в жару скот отдыхает и мы с ним. Проснёмся, ни скота, ни тебя. Ты уже всех из карды выгнал и погнал на озеро поить. Ночами было страшно. Волки одолевали. Коровы собьются в кучу, телят защищая, и ревут, ревут, а волки окружают, сжимают круг. А чем мы им могли помочь? Ни ружья, ничего.
Тебя все любили и нянчились. Маша Шафеева не могла сделать без тебя ни единого шага. Куда ехать на быке, она просила у меня тебя. Был как талисман, оберег. Однажды , когда тебе было около трёх, я ехала с тобой на быку, на санях. Был март – месяц. Волчьи свадьбы. Едем, а тут – волки! Быки испугались и дёру, а мы с тобой выпали из саней. Ну, думаю, всё! Сама тебя закрыла телом и молюсь Богу. А когда свадьба, то волчица всё решает. Она подошла, понюхала, помочилась на нас, вслед за ней это сделала вся стая, и волки ушли. Когда быки прибежали в Тогузбай, там подумали, что нас уже нет. Или вот такой ещё случай. У нас на выпасах были большие пастушьи собаки и однажды одна их них лежала на пороге, а ты хотел войти в дом и упал на неё. Она укусила тебя за голову. Кровь бежала ручьём. Я схватила тебя на руки бежала до самой деревни. У Ниссена Василия был уже мотоцикл. Мы повезли тебя в Кособу. Там в больнице тебя перевязали и отпустили. Я сказала начальству, что больше жить и работать на выпасах не буду. Мне разрешили жить в посёлке.
Времена были страшные. За иголкой я ходила в Рыбкино. Там жила моя тётя. 30 километров туда, 30 километров – обратно. В один день. Пешком. Однажды по дороге из Рыбкино свело ногу. Упала и не могла подняться. Хорошо хоть были с подругой. Она добралась до Тогузбая и ночью за мной на быке приехал Роман. В 1949 или 1950 годах нашлась Беата Краснова. Выяснилось, когда пришли немцы и узнали, что она жена русского солдата, тут же схватили Беату и повели в огород расстреливать. А в огородах у всех были вырыты окопы, чтобы прятаться от самолётов. Только поставили Беату у окопа, что-то рядом как рвануло! Поднялась пыль, Беата и удрала на другой огород, спряталась. Когда пришли красные, её, как немку, вернее, как «немецкую овчарку», арестовали и отправили этапом в Кемерово, где она и добывала уголь. Тесть сдал внуков детский дом. По документам Беата числилась, как Пиада. Паспортист НКВД был не шибко грамотен и имя Беата услышал впервые. В 50-е годы нам разрешили искать родственников и съезжаться. Так Беата нас и нашла. А вот муж мой, Гардер Давыд, так и не знаю, где пропал. Иван Краснов не вернулся с войны. С большим трудом Беате удалось найти своих детей. Сначала сына, которого забрала к себе в Тогузбай, а много позже и дочь. Оказывается, её удочерила одна учительница, которая при встрече сказала Беате, что девочке будет с ней лучше, и она её всё равно не отдаст.
Потом умер Сталин, и в 1955 году всем высланным, кто остался живой, разрешили вернуться домой. Всем, кроме немцев. У них не было дома. В 1956 году на целину приехало много новых хороших людей, но было немало и всякого человеческого мусора. Однажды такие «целинники» пришли убить немца, Романа. Роман встал у порога с топором. Кто-то сообщил об этом Ивану в кузню. Иван немедленно схватил железный прут и побежал на помощь брату. Еле-еле «зайцы во хмелю» унесли ноги. Теперь они все уже померли от водки. Все мои братья построили себе в Тогузбае дома. Они и сейчас там стоят. Роман с Антоном заработали кучу орденов. Это как надо было работать, чтобы немцам заработать награду?! Я работала всю свою жизнь без единого выходного и отпуска. Получу деньги за отпуск и опять на работу. Когда ты в 1967 году начал работать, я так радовалась, что мой сын весь в меня, как огонь. Мне дали инвалидность 3 группы. Мы с тобой получили 16 рублей. Ты сказал, что не надо больше их получать, что ты заработаешь. Это стыдно: получать такую пенсию.
Роман и Антон уехали в Караганду после того, как немцам разрешили переезд на другие места. Иван остался. На целину приехал Леня Бок, удрав из дома в городе Кастополе Ровенской области в 16 лет. Отец его был директором школы и сам Лёня учился отлично. В Тогузбае, чуть не умирая от голода, прибился к нам. У них с Леонтиной случился роман. Поженились. Стали жить отдельно. Так мы остались с тобой вдвоём. Когда ты работал на тракторе, я гордилась твоими грамотами и красными флажками. Думала, что недаром так хваталась, так боролась за жизнь и вынесла такого, что с лихвой хватило бы человек на десять. Беата - Пиада давно умерла, хотя была всего на год старше меня. Она всегда жалела, что приехала в Тогузбай. На шахте хоть паёк давали, а за ударный труд – ударный паёк. А в деревне круглые сутки приходилось вкалывать бесплатно. Только с целиной жить стало чуть полегче. Леонтина тоже умерла, хотя была моложе меня на пять лет. Все братья перебрались в Германию. А я осталась с тобой, и что бы со мной было, не роди я тебя? Ведь всю жизнь я боялась начальства, безропотно выполняла всё, что мне говорили – приказывали. Так и прошла моя жизнь. И помню только смерть и работу. А ты, сынок, Тогузбай никогда не забывай…


Святые дни

Зовёт по имени каждого из нас

Далеко не всегда и не всеми осознается сама суть праздника Рождества Христова, великий и вечный смысл воплощения Бога на Земле. Центром истории называют богословы это событие, разрешившее для нас вопросы, мучающие человека с той поры, когда он стал задумываться о своём месте в мире. Это прежде всего вопрос о существовании зла. Да, в мире разлито зло и самое страшное зло коренится в душе человеческой. Вот как исключительно точно описал проявление зла в человеке апостол Павел в «Послании к римлянам»! Оно – в чудовищной раздвоенности в душе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю». Трещину эту, расколовшую душу человеческую, не под силу одолеть самому человеку, ведь она кроется в изначальной греховности, присущей человеческой природе со времён грехопадения. Другой вопрос, волнующий человека – конечность земной жизни. Душа человеческая не может согласиться со своей бренностью, она живёт в ожидании счастья, вечного и прекрасного будущего. Уже одно это становится неопровержимым доказательством бытия Божия. Освободить человека от проклятия греха и смерти как раз и призвано Пришествие Бога в мир, Его Воплощение, Вочеловечивание. С этого момента люди получили возможность преодолеть раскол души – эту пропасть между Человеком и Богом, созданную грехом. Рождением Христа начинается Его земная жизнь, страдания, смерть и Воскрешение. А нам с Рождением Христа дана возможность узреть Образ Бога невидимого, встретиться с Ним лицом к лицу, ощутить Бога во всей Его безграничной любви, с которой Он, как Добрый Пастырь, «зовёт по имени» (Ин. 10:3) каждого из нас, и в этой любви познать радость вечного бытия.

Священник МИХАИЛ ДРОНОВ



Дедушке Федору Семеновичу и бабушке
Пелагее Григорьевне, сохранившим для меня Бога.
**********
Землянка бабушки у озера стояла:
Саманный, неказистый особняк, 
Полкухоньки в ней печка занимала,
Нещадно пожиравшая кизяк.

А в горнице таинственно мерцала
Икона. Осенив себя крестом,
По вечерам здесь бабушка бывало
Шепталась простодушно с божеством.

Молитв она не знала и в помине,
Был у неё совсем особый бог,
И часто вслед за «Господи, помилуй!»
Ему суровый следовал упрёк.

Ну вот и всё. Запомнилось так мало,
Но что запомнил, не забыть никак…
Землянка бабушки у озера стояла:
Саманный, неказистый особняк.

**********
О смертельных полётах и чудесных приземлениях

Не искушай Господа Бога твоего.
В 1999 году, в котором, кстати, многими современными оракулами обещался конец свет, по необъятным просторам бывшего СССР прокатилась волна детских самоубийств, которые «Комсомольская правда» тут же окрестила «Эпидемией смертельных полётов». Первыми были, пожалуй, три подруги Алёна, Маша, и Таня из подмосковной Балашихи, которые шагнули в небытие с крыши девятиэтажного здания по причине вроде бы неразделенной любви. Случилось это 8 февраля. А в последний день той зимы 13-летние неразлучные подружки Даша и Лена из украинского городка Нетишин, взобравшись на крышу девятиэтажки, сбросили куртки и, взявшись за руки, шагнули вниз. Одна из версий: опять же безответная любовь. Другая – убили себя в знак солидарности что-ли с балашихинскими девчонками, насмотревшись телерепортажей и начитавшись газет о той трагедии. Чуть раньше совершила смертельное пике с балкона родительского дома 10-летняя киевлянка Марьяна. И подобные примеры можно продолжать и продолжать.
Однако интересно другое. По странному стечению обстоятельств, вслед за публикациями о новых и новых проявлениях «эпидемии смертельных полётов» как из рога изобилия последовали материалы о счастливых развязках падений с высоты, но не умышленных, а в результате несчастных случаев. При этом никто такие удачные приземления иначе как чудом не называл. Впрочем судите сами.
Мама двухлетней Вероники копошилась в ванне с бельём, когда к ней подошёл четырехлетний сын и спокойным голосом сообщил, что его сестренка выпала из окна.
- Я подбежала к окну, - рассказывала потом мать девочки,- посмотрела вниз и увидела, что какая-то незнакомая женщина держит мою дочь на руках. Вскоре выяснилось, что женщина подняла ребенка с земли. Совершив полёт с девятого этажа, малышка отделалась царапинами. Она даже не порвала платьице, только испачкала его зеленью листьев.
В 2001 году в Костанае с шестого этажа выпала 4-летняя девочка и тоже осталась жива, правда, получила 21 перелом. Невредимой осталась и еще одна костанайская, на этот раз годовалая кроха, упав с балкона десятого этажа. Ни единого вывиха или перелома не нашли врачи у маленькой летуньи, отправившейся в свой полёт прямо из коляски, оставленной без присмотра. Столь же благополучно завершилось паденье с восьмого этажа усть-каменогорской школьницы Жени. Да и нас подобные, счастливо закончившиеся неосторожные детские полёты с верхотуры тоже не миновали.
Неоднократно падали не только дети, но и взрослые. 35-летний Виктор Чакпалов упал с 28-метровой колокольни в Ростове-на-Дону. Некрещеный и неверующий. Но сразу после своего чудесного спасения и крестился мужик, и в Бога поверил. Впрочем, местный архиепископ убеждён, что без Божьей помощи здесь действительно не обошлось. Как, наверное, и во всех других приведенных выше примерах счастливых приземлений. Почему же остались тогда без Его помощи несчастные девчонки? Откройте Евангелие.

Православные праздники
7 января - Рождество Христово.
14 января – Обрезание Господне и память святителя Василия Великого.
19 января – Крещение Господне.
15 февраля – Сретение Господне.
1 апреля – Вход Господень в Иерусалим.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.
8 апреля – Пасха Христова.
17 мая – Вознесение Господне.
27 мая – День Святой Троицы. Пятидесятница.
7 июля – Рождество Иоанна Предтечи.
12 июля – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
19 августа – Преображение Господне.
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы.
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи.
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.
27 сентября – Воздвижение Креста Господня.
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

«Я верю, что красота – это вечно»

Червона Рута, она же Тамара Шевчук:

***********
Мысли мои, словно птицы, 

Им в клетку не воротиться.
Мысли хочется записать,
Чтобы потом прочитать.
Но строки ложатся
не очень-то ровно
И не всегда читать их удобно. ***********

Псевдоним «Червона Рута» пришёл ко мне необъяснимо. Наверное, мы все в этом мире в некотором роде цветы. Бывает редкий цветок, таинственный, невзрачный, на первый взгляд. Но, присмотревшись, замечаем, что каждый цветок – это чудо природы с неповторимым замыслом. Прожив уже немало лет, мне кажется, что я ещё совсем юная девочка. Я не могу равнодушно смотреть на красивые детские игрушки. Наверное, этим объясняется то, что у моих детей была масса всевозможных игрушек. Люблю красивые здания, красивых людей, хотя некрасивых, наверное, не бывает. Люблю балет, оперу, безумно люблю музыку. Классика! Закрыв глаза, вслушиваясь в волшебные звуки скрипки своего сына, я плыву по волнам, лечу в облаках. Меня завораживают звуки органа, рояля, песни моих дочерей. Аккордеон заставляет забывать обо всём. Запрокинув руки за голову, я пускаюсь в пляс. Могу танцевать чардаш. Вихри танца несут, несут по кругу.
Я по-детски предана в дружбе. Жизненный опыт помогает быть мудрой. Но не могу я понять, почему Долг, Честь, Патриотизм – это словно бы каприз. Уделом нашей жизни стали пьянство, проституция, наркомания, убийства. Но я верю, что красота – это вечно. Любовь – красота восприятия. Я не могу молчать. Мне снова и снова хочется писать. Писать о том, что меня волнует. Я хочу, чтобы кто-то так же как и я любил детей, чувствовал нежность детской руки, чтобы замирало его сердце от прикосновения к щеке влажных детских губ. Чтобы его глаза радовали красногрудые снегири, сидящие на снежных ветках, куст рябины, горящий огнём на белоснежном фоне зимы. Чтобы кто-то прочитав стихи о воине, вспомнил тех, кто пал смертью храбрых.
Я пишу о любви, о Родине, о Комсомольце-Карабалыке, о нашем времени. Мой стимул – Любовь. Любовь к родителям, детям, внукам, Родине, к тем людям, которые всегда готовы поделиться кровом и последней лепёшкой. Пишу об акушерстве – своей любимой профессии. Пишу на одном дыхании. Примите ли вы меня, читатель, не знаю. Но я буду писать и впредь свои маленькие поэмы. Может быть, они не совершенны, но в этом моё самовыражение. Меня слушают, радуются, плачут. Читала свои творения алматинцам, костанайцам, рудничанам, россиянам. Не видела равнодушия. Наверное, многие думают, переживают так же, как и я. И мне хочется быть для всех отдушиной в нашей жизни.

***********
Но все, что есть у меня –
Это вспышка огня. 
Огонь горит и горит, 
Согревая меня. 
Тот огонь не костер
Что горит в очаге -
Зажигается он
Не рассвете во мне. 
Зажигает огонь и рассвет и трава, 
Каждый солнечный день
Что увижу сама. 
То ли это рассвет 
С тихим плеском воды,
Или злой ураган, 
В  нем не видно ни зги. 
Я люблю в тишине 
Под шум ветра, дождя
Думать, думать о том, 
Что есть у меня. 
Плач ребенка во сне, 
Лай собак на луну. 
Бессонница дарит
Столько минут 
Для мысли и планов -
От них не уснуть. 
Я не сплю. 
И лягушки ведут хороводы свои
На рассвете поют соловьи. 
Эти волшебные ночи
В порядок мысли приводят мои. 
Я люблю этот мир
И не правда, что он не хорош.    
Есть проблемы. Ну что ж 
Надо проблемы решать 
Жизнь свою украшать. 

***********
Еще вчера было тепло, 
Словно скоро весна, 
Но сегодня все замело. 
Снежные хлопья 
Засыпают мое окно, 
Снежинки на окне тают
И медленно вниз оседают. 
Ветер бушует, ветки качает. 
С каким шумом зима наступает! 
Эй, зима, не злись! 
Расстели покрывало снежное 
И пошли нам морозы нежные, 
Чтоб без ветра, да с солнышком, 
Чтоб дышали мы
Морозным воздухом. 
Новый год встречали, 
Друзей пирогами угощали. 

***********
Произведения Тамары Леонидовны Шевчук трудно назвать собственно стихами. Они куда лучше воспринимаются на слух, чем на бумаге. Они мало или вовсе не подчинены законам поэтики, но зато самой поэзии как способа выражения высоких чувств в них с лихвой хватит на дюжину современных дежурных лириков. «Маленькие поэмы» - это по сути ничто иное как факт современного устного народного творчества. Целая россыпь самородных, необработанных жемчужин. И мне приятно познакомить читателей с самобытным творчеством Т. Шевчук.

  • Дата выхода в печать 27 сентября 2007