Выпуск №33

Содержание:

Свершилось.











Разрезана синяя ленточка. Отзвучали торжественные речи. Добро пожаловать на бульвар Центральный, он же - Арбат! В день открытия, 1 сентября, звучали напевы домбры и гремел оркестр. Летали над мольбертами кисти юных художников, выведенных на плэнэр. Даже грозный падишах, смягчившись, позволил себе выслушать очередную сказку красавицы Шехерезады не на ночь глядя, а средь бела дня. Ну и конечно фонтан! Красавец – фонтан играл, бурлил, резвился струями-брызгами во всю свою юную мощь. Подошла к нему Зинаида Емельяновна Гетманцева и бросила монетку в бассейн, что-то доброе и хорошее, наверное, загадав.
Если все говорят, что бульвар – это здорово, это круто, это – хорошо, то чего мне спорить - перечить? И всё же… Повесить таблички «Не сорить. Штраф 2000» на столбы под плафонами, по мне, всё равно, что нацепить погоны на сарафан. Ведь тот самый Арбат, с оглядкой на который построен поселковый, знаменит и славен прежде всего не фонтанами и клумбами, а своей особой непринужденной, неказарменной атмосферой, раскованностью, демократичностью.


ТАЗША не из сказки.

Исполнилось 135 лет со дня рождения М. Сералина. Практически всю советскую эпоху его имя мало что говорило землякам. Не больше узнали о нём мы и сегодня, когда изваяние Сералина сменило на пьедестале ленинское. Изучением его жизни и творчества, насколько мне известно, никто в районе серьёзно не занимается. Самой крупной вещью, посвященной Сералину, был опубликованный мной в прошлом году давнишний труд Рамазана Туркенова, который так и осталась незамеченной. Остались не услышанными и предложения организовать сералинские чтения, учредить его премии лучшим педагогам, журналистам района. И все же самым лучшим подарком ко дню рождения Сералина было бы издание массовым тиражом как сборника его собственных произведений, так и произведений его земляка Рамазана Искакова.
«Кто такой? – спросите. - Что это ещё за литературные новости?». Извольте. Рамазан Искаков, ни более, ни менее, как крупнейший поэт района за всю его историю. По крайней мере, произведения ни одного из наших мастеров слова в таком объеме и так регулярно не печатались в 70-90-х годах в республиканских, и областных газетах и журналах, как стихи Рамазана Искакова, который со дня рождения до дня смерти жил и работал в Урнеке. Искакова, писавшего стихи исключительно на казахском языке, неплохо знали в области и республике и совсем не знали в районе. Ведь районная газета, выходившая, как известно, только на русском языке, изредка печатала лишь коротенькие заметки Искакова о событиях на его родном четвертом отделении Урнекского совхоза. Впервые на русском стихи Рамазана прозвучали в моем переводе с его «подстрочника» весной 1985 года. Два из них: «Жалоба трактора» и «Похождения Алмы» публикуются в сегодняшней подборке. Перевести остальные мне помог одноклассник Искакова Куантай Саптаев.


Беззащитный защитник справедливости
Хотя формально стихи Искакова и можно отнести к сатирическим или юмористическим, тем не менее, самого автора причислять к поэтам-сатирикам и поэтам-юмористам было бы не то, что неверно, а даже, пожалуй, оскорбительно. Большинство стихов Искакова, как по форме, так и по содержанию, больше напоминают классические формы дидактического жанра казахского фольклора - терме (назидательные речитативы) и шешендик сёздер (острословия). Да и Рамазан самим образом своей жизни больше всего напоминает такой персонаж казахских сказок, как тазша (плешивый). А тазша или тазша – бала, по определению известного исследователя казахского фольклора Н.С. Смирнова, это– «самый последний бедняк. Единственное его богатство – острый и дерзкий ум, сноровка, отвага и энергия, каких поискать. Тазше ничего не стоит провести любого толстосума, достать любую вещь».
К сожалению, урнекский тазша, в отличие от сказочного, обладал куда меньшей пробивной способностью. «Достать любую вещь» он не мог, потому что ни хитрить, ни обманывать попросту не умел. Совершенно не умел Рамазан и просить, кланяться, считая это постыдным, недостойным занятием. «Не ходил, не просил себе новый дом, - пишет он в одном из стихотворений, - считал, что это стыдно, неудобно. Понятно же, что тот, кто уже живет в новом доме, пусть и продолжает в нем жить, а тот, кто живет в старом, должен переселиться в новый. Но получилось всё наоборот. Тот, кто жил в старом доме, так в нём и остался, а, кто жил в новом, справил ещё одно новоселье». Главная тема произведений Искакова проста и вечна: народная жизнь во всех ее проявлениях. Его герои – земляки в повседневных делах и поступках.
Совершенно не умея защитить даже самого себя от произвола властей, прочих обид, Искаков в своих стихах постоянно выступает в защиту какой-то высшей, исконной справедливости человеческих отношений. Сталкивая в своих стихах-диалогах два противоположных мнения, два разных подхода, он, как правило, не дает своей оценки ни одному из них. Не делит мир на правых и виновных. Он просто фиксирует происходящее, предоставляя читателям самим разобраться в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Даже процитированное стихотворение он, знаете, как озаглавил? «Правильно или неправильно?»! Искаков по жизни не борец, не обличитель. ( Попробуй тогда, да и сейчас, да и во все времена, поборись с временщиками, пообличай …Костром, тюрьмой, психушками «лечили» таких борцов и обличителей). Он только тазша - остроумный комментатор происходящего.
Рамазан никогда и не перед кем с пеной у рта не доказывал свое моральное, нравственное превосходство. Простые люди без того видели и знали настоящую ему цену. А для бастыков признание истинной величины таланта Искакова было бы одновременно и признанием собственного ничтожества. Им проще было видеть в нём плешивого изгоя, неприспособленного к жизни, неполноценного члена общества. Пусть, мол, делает, что хочет. Что с него возьмёшь? Видите же какой? Помню, как одна сегодня очень высоко несущая себя дама, которую когда-то еще при жизни Рамзана, я попросил поинтересоваться его делами, брезгливо выдохнула в ответ: «Фу! От него так пахнет».
Несколько выразительней и четче как личность раскрывается Рамазан Искаков в своих журналистских работах, которых тоже после него осталось немало. Но это уже другая, и тоже очень больная тема. Ведь и сегодня никому до творческого наследия Искакова нет никакого дела. Будто и впрям оно ничего не стоит. Или для кого-то по- прежнему выгодно, чтобы самый крупный, поистине народный поэт района всё ещё оставался не более, как несчастным отщепенцем? Не знаю. Но хорошенько подумаю, прежде чем решусь кому-то доверить переданную мне А. Тасмухамбетовой папочку со стихами и газетными статьями тазши не из сказки.

Алия Тасмухамбетова: «Молодежь о нём ничего не знает»
Рамазан Искаков родился 10 августа 1946 года в селе Урнек. О жизни его мало, что известно. Вот, что рассказал его товарищ и ровесник Жагпар Такаев: «Мы с ним росли вместе в Урнеке. Учились в одной школе, затем поступили в Кустанайское ГПТУ-63. Нас из Урнека было шестеро: Жахин Дюсебек, Исмуратов Салим, Дюсебаев Жаксыбек, Байгаскин Мурат, Рамазан и я. Рамазан был худеньким, слабым мальчишкой. Мы, его друзья, всегда заступались за него, не давали в обиду. Окончив училище, все вернулись домой. Рамазан о мечтах своих не рассказывал, но мы знали, что он хотел быть редактором газеты в Кустанае. Только в городе у него не было никакой поддержки».
Рамазана воспитывал одна мать. Он был её единственным ребенком. Отец умер рано и Рамазан его почти не помнил. В семье не было ни хозяйства, ни денег. Рамазан вырос замкнутым, не очень общительным человеком. Но с детства имел зоркий глаз и острый язык. Писал юмористические куплеты, частушки. Играл на домбре. Благодаря таланту импровизации, его часто приглашали на почётное действо «Беташар». В быту он был скромным, работящим. Работал плотником. Не пил и не курил. Семьи не имел. Друзья пытались его женить, знакомили с девушками. Но ни одна из них Рамазану не приглянулась.
Умер Рамазан Искаков 5 декабря 2000 года от рака гортани. Похоронили его на родине. В день похорон был трескучий мороз, но проводить его пришло всё село. Пожилые люди, ровесники Рамазана помнят, а вот молодёжь, даже на родине акына, о нем уже ничего не знают. Семья его двоюродной сестры Айманкуль – аже сохранила некоторые из произведений Рамазана – это в основном собранные им самим газетные публикации разных лет: стихи, журналистская проза на злобу дня. Как полно это собрание, не знает, пожалуй, никто. И что с ним делать, похоже,- тоже. Передала папку Владимиру Ивановичу, который меня и навёл на Рамазана Имангалиевича, пусть он с её содержимым и разбирается?

Сания Кабулова: «Вспоминая одних, забываем других»
Мы – дети советской страны. Жили, учились, творили в меру своих сил и возможностей, и…радовались. Да, радовались. Потому что большинство в целом жило беззаботно. Но жизнь есть жизнь. В ней много разных красок. А способность увидеть «каплю дёгтя в ложке мёда» или, наоборот, «лучик света в тёмном царстве», не каждому дана. И только люди с очень тонкой душой и высоким интеллектом, обладающие более развитой материей, которую я, не зная, не рискую назвать, могут и пишут картины, музыку, создают архитектурные шедевры и сочиняют стихи. Не сказать, что земля карабалыкская богата на таких людей, но и несправедливо говорить, что таковых нет. Только весь вопрос в том, насколько мы их знаем.
Человеческая память скорее способна забыть, чем запомнить, в чём я всё больше убеждаюсь. Мы почти забыли корни. Было время – не вспоминали ни Шакарима, ни Байтурсынова, ни Аймаутова, даже своего Сералина. И, слава Богу, что в последнее время мы стали излечиваться от этой забывчивости. Но болезнь, говорят, легче предупредить, чем лечить. И то - правда. Ведь не успев вспомнить одних, уже забываем других. Вот Рамазана Искакова, кажется, забыли. А молодое поколение и вовсе не знает его. Не спорю, он не Байтурсынов и не Сералин. Но его смело можно отнести к той категории людей, которые имея тонкую душу, обладая этаким шестым чувством, могли не только увидеть вокруг себя то, чего не видели другие, но и выразить это в своём творчестве.
С виду Рамазан был человеком простым, неброским, угловатым, непритязательным. Потому и казался не современным и в манере одеваться, и в манере держаться, жить и общаться. А жил он по каким - то своим особым меркам и понятиям, которые окружающие не могли понять и принять. И не мудрено, что он был одинок, не создал семьи, не растил детей. И всё это создавало впечатление некоторой убогости этого человека. Но душа у него не была убогой. Чтобы понять это, надо знать его стихи. Да только где их теперь взять? Книгу ведь он так и не выпустил. Это было нелегко сделать в советское время. Я имела возможность читать его стихи в оригинале на казахском языке в журналах «Ара», «Мадениет жане турмыс» и в областной газете. Рамазан писал в основном сатирические стихи и куплеты, дружеские шаржи.
Умение использовать тонкий юмор это – большая удача для акына, участвующего в айтысах. А Искаков неоднократно участвовал в айтысах. Если он не становился победителем в них, это не означает, что он не был талантлив. Просто он не умел показать себя. Не умел петь (не было голоса), да и на домбре играл не очень уверенно. Не было у него также ни уверенности, ни артистичности во время выступлений. Да и со слухом был проблемы. Словом, в этом жанре он был явно не дока. Зато занимал призовые места в конкурсах республиканского журнала «Ара», что уверяю вас, было не так просто.
Рамазан жил в селе Урнек, на родине Мухамеджана Сералина. Возможно, дух известного земляка питал его энергией и силой для творчества. Ведь Сералин воспитывал своих земляков, учил их правильно жить, осуждал пороки. А разве не тем же самым занимался Рамазан? Вот, например, как он писал о молодых современных ему снохах, которые не обременяют себя скромностью и почтением к старшим, что издревле было присуще казахским женщинам:

Пай, пай, тiркiн, Орнектiк келiндерi,
Менi корсе шуртиiп ерiндерi,
Карсы алдымда турып-ап, «ход» бермейдi,
Саякты жылкыдайын тебiндегi.

И, если, прочитав эти строки, хотя бы одна казахская сноха сделает соответствующие выводы, значит не зря жил Рамазан. К сожалению, теперь он не узнает о том следе, что оставил после себя. Ушел из жизни рано, так и не поняв, зачем жил, зачем творил. Не поддержанный и не понятый никем. Пусть хоть теперь земляки вспомнят его и скажут своё слово. Талант самородков нужно лелеять при жизни. В противном случае он умирает, что подтверждает жизнь и творчество Рамазана Искакова.

Зачем пришел на этот свет? –
Попробуй сам себе ответь!
Когда и как уйдешь навек?-
Того не знает человек!
Какой оставил в жизни след?-
Об этом скажет человек,
Коль он не глух и коль не слеп,
И песнь свою споёт вослед.


Куантай Саптаев: «Язычок у него был острый»
С Рамазаном мы вместе учились в Бурлинской средней школе, жили в интернате. Учился он весьма посредственно, может быть, потому, что часто пропускал занятия. То по болезни, то ещё по каким-то причинам. Ещё помню, что он всегда мёрз. Зимой постоянно прижимался к печке. От этого его старенькое пальто на спине выгорело, порыжело. Ребята часто подшучивали над ним. Но и Рамазан в долгу не оставался. Язычок у него был острый. Лучше на него было не попадаться. Клички, которыми он нас наделял, били, что называется, не в бровь, а в глаз. И стихи у него талантливые, своеобразные. В них очень много от произведений устного народного творчества.

Рамазан Искаков
Жалобы трактора
- Всю зиму стою, двор сторожу,
Хотя пахать мне охота.
Но я всё стою, не ухожу,
Куда уйдешь без ремонта?
Устал уже, нет даже слов.
Безделье и холод меня заели,
Зато по сводкам вполне я здоров –
Такое вот дело…

Похождения Алмы
По Б. Майлину

ВЧЕРА
- Я слышал, ты замуж выходишь, Алма,
А мне обещала…
- Не верю сама!
Впервые встречаюсь с джигитом таким,
Готова идти на край света за ним!
СЕГОДНЯ
-Здравствуй, сестрёнка! Куда ты спешишь?
- Всё кончено! Мы с муженьком разошлись!
- Что слышу? Ушам я не верю своим!
Не ты ль на край света собралась за ним?!
- До свадьбы мы знали друг дружку три дня –
Была у него уж не первая я…
- Что держишь в руках ты, коль не секрет?
Кукла не кукла, пакет не пакет?
- Ослеп ты, наверно! То – дочка моя!
Шли сватов – опять незамужняя я.

Проверяющие
Поели казы, попировали
Вдоволь за чужой счёт.
- Вкусно всё было! – сказали,
Пообещав приехать ещё.


Бросил…
- Мой муженёк, пай, пай,
Водку пить бросил давно.
- А в лужу вчера не он ли упал?
- Это его свалило вино.

Гостеприимство
- Я твой земляк, если помнишь, Сойтах.
Немного побуду у вас в гостях.
Ночь лишь одну переночую,
И домой потом «откочую» …


- Я тебя знаю, - ответил Шойтык. -
Но на ночлег не надейся ты.
В доме покрашены все полы,
Сами ночуем на кухне мы.

Время спустя, ночною порой
К другу Шойтык приходит с женой.

- Рад тебя встретить, Шойтык, я вновь,
Только в избе потравили клопов.
Сами ночуем давно у соседей,
Так что прости, ночевать у нас негде….


Это было недавно, это было давно.

Травля.
В 1985 – 1986 годах в районе проживало свыше 53 тысяч человек, из них более 21 тысячи русских, по десять тысяч с небольшим казахов и украинцев и пять с половиной тысяч немцев. Большинство из последних оказалось в районе не по своей воле. «Прописал» их здесь всесильный Народный Комиссариат Внутренних Дел, тот самый печальной памяти НКВД. По сталинскому приказу за 24 часа ликвидировавший в августе 1941 года немецкую республику Поволжья. До 1955 года каждый немец дважды в месяц должен был отмечаться в спецкомендатуре. Самовольная отлучка далее пяти километров от определенного места жительства считалась побегом.
О том, как жилось немцам в наших краях в войну, достаточно полное представление дают те же воспоминания Розы Ивановны Гардер, опубликованные «Знай наших» в прошлом году. Не лучше чувствовали они себя и в первые послевоенные годы. Неимоверные испытания, через которые прошла не немецкая часть советского народа в годы войны с фашизмом, боль от неисчислимых потерь, не могла не вызвать у местного населения антинемецкие настроения. Слово «немец» у людей, потерявших на полях сражений боя отцов, мужей, детей, очень долго ассоциировалось со словом «фашист». Не зря же знаменитый фронтовой журналист и писатель Илья Эренбург в первые дни войны призывал бойца Красной Армии, каждого советского человека «убить немца». Именно – немца, а не фашиста. Я знал людей, которые до конца своих дней любого немца считали фашистом, и люто их ненавидели. Похоже, из них был и автор рассматриваемых ниже газетных статей.
При таких подходах, при таком отношении к себе самим без вины виноватым советским немцам ничего другого не оставалось, как наглухо замкнуться, уйти в себя, обратиться к религии, ставшей последней опорой для многих из них в этой жизни. Полулегальные на первых порах религиозные собрания и общины стали для них «практически единственным местом, где ещё звучала немецкая речь, где уделялось внимание национальным традициям и где поддерживалась национальная культура», - отмечал в газете «Советская культура» в июле 1989 года редактор журнала «Хайматлихевайтен» («Родные просторы») Гуго Ворсмбехер.

«Пусть мама хоть треснет…»
Но доблестные чекисты и там не оставили несчастных в покое. Не иначе, как с их подачи, в начале 60-х годов по всем республиканским газетам прокатилась волна публикаций против «баптистов» и «сектантов», как тогда обычно величали практически всех без разбора верующих немцев. Не осталась в стороне, конечно, и районная - «Знамя коммунизма». «Рвётся паутина мракобесия» - статья под таким отдающим средневековьем заглавием была опубликована здесь 11 июля 1963 года. Речь в ней шла о том, как учителя школы имени Горького «спасали» своих учащихся от тлетворного влияния комсомольских «баптистов» и «сектантов». Другими словами, детей – от их родителей.
«На родительском собрании неверующие отцы и матери сами брали в оборот сектантов, гневно осуждали их за запрет вступать детям в пионеры. В ответ всё то же: « Наши дети сами не хотят участвовать в общественной жизни. Да и пионерская организация дело добровольное…». Но «учителя видели и знали, что детям сектантов хочется вступить в пионеры и разделять с ними радости детства в кругу шумной пионерской дружины, но страх перед родителями заставлял запуганных ребят, как улиток, прятать головы в свои раковины, замыкаться. Было решено не оставлять школьников в покое, будить в них пытливую ребячью мысль. Договорились всем коллективом систематически расшатывать в них веру в нелепости религии. Метод непосредственного воздействия на школьников, а не на их фанатичных родителей, оказался верным…».
Это надо понимать так, что на каждом уроке учителя-предметники, исходя из специфики своих учебных дисциплин, разоблачали перед детьми религиозное мракобесие. Не очень при этом скрывая, к кому в первую очередь обращены их экивоки. На уроках литературы, к примеру, налево и направо сыпали пословицами и поговорками, хулящими религию. Устав от этого, заставляли ребят писать сочинения по картинам типа «Чаепитие в Мытищах», опять же не брезгуя обвинениями в адрес «сектантов». На уроках биологии, говоря о размножении бактерий, учитель обязательно «разъяснял о действии прививок и уловках знахарей». А уроки истории вообще превращались в сплошное сожжение Джордано Бруно…
Но это ещё не всё. Педагоги устроили, так сказать, показательный урок, точнее судилище, на собрании «коммунистов и беспартийных» первого цеха Тогузакского механического завода. Навалившись все разом на своего коллегу, пресвитера общины Варкентина. Только тот, нужно отдать должное, не струсил, держался достойно.
«- Если вы будете нажимать насчёт детей, то я покину цех и выеду из посёлка. Неужели нельзя обойтись мирным путём?
Ответ ему дал начальник цеха (фамилию опускаю):
- Мира между нами быть не может. Мы будем воевать с мракобесами до конца».
Ещё более сурово всыпали бухгалтеру Кустанайского совхоза Бергу: «Ты что же, живёшь на советской земле, пользуешься всеми благами, а воспитании детей нам вредишь?»
Конечно, выдержать эту травлю было очень сложно, для многих – вообще невозможно. И тогда «лёд заговора тронулся». В апреле, в «ленинские дни в пионеры было принято 13 детей сектантов, а вскорости одна ученица вступила в комсомол. Это из 22 школьников двадцати сектантских семей ». И, конечно, просто нельзя не привести следующую дикую, в духе поступка Павлика Морозова, а по тем временам героическую, достойную подражания сцену бунта дочери против матери. Читайте! «Вера Н., вскочив на эстраду, крикнула: «Пусть мама хоть треснет теперь от злости, а я буду пионеркой!». И, сняв с первого попавшего ей под руки пионера галстук, повязала его на себя. Отсалютовав, гордая и счастливая, спустилась под аплодисменты всего зала к новым друзьям»…Предав мать.
Но закончу цитату. « Варкентин, Панкрац, Байер и ещё две семьи самых закоренелых сектантов, не выстояв против атаки атеистов школы, ретировались из района, надеясь найти где-нибудь тихое пристанище. Вряд ли у них что-либо выйдет. Напрасная надежда. В Комсомольце теперь остались единичные семейные гнёзда мракобесов, и важно из их цепкой паутины вырвать остальных детей»…
Осталось добавить, что среди организаторов и участников этой дикой, постыдной травли инакомыслящих, иначе живущих, было немало немцев же. Иные из них до сих пор слывут в наших краях уважаемыми и добропорядочными людьми. А упрекнешь, напомнишь о былом, только руками разведут. Дескать, ничего не поделаешь. Время, мол, такое было. Страшная философия. Она и сегодня на вооружении тех, кто не прочь творимые ими большие и малые подлости свалить на время и обстоятельства, на что угодно, лишь бы обелить себя любимого. Остаться на плаву.

Грех домохозяйки.
Два месяца спустя, районная газета, продолжая немецкую тему, под заголовком «Ответ провокаторам из ФРГ» опубликовала отчет о собраниях по обсуждению статьи, под таким же самым названием опубликованной «Казахстанской правдой», прошедшим как по команде одно за другим в ряде трудовых коллективов. В статье той рассказывалось о «провокаторской деятельности западногерманского общества Красного Креста и его организации «Хильфсверк» («Евангельское бюро помощи»)». Эта организация, видите ли, ежегодно тратила многие миллионы на отправку посылок гражданам немецкой национальности в СССР и другие страны. И что же в том плохого усмотрело чекистское «всевидящее око»?
А вот что: «Империалистам не дают покоя успехи СССР в строительстве коммунизма. Они уверены, что за деньги можно купить всё, в том числе и совесть человека. Вот и шлют посылки, авось, где-нибудь да клюнут. По их понятиям, гражданин, получивший такой «подарок», невольно переменит свои убеждения и симпатии в пользу благотворителей».
Разгадав коварные замыслы «империалистических провокаторов», рабочие собрания, конечно же, « дружно приняли резолюции, строго осуждающие тех отдельных граждан, что подкупились на такие подачки». И столь же дружно подняли на щит сознательных граждан, отказавшихся от идеологически неверных посылок.
«Признаюсь, был за мной такой грех, когда я получила посылку, высланную на имя мужа от моей сестры из Канады, - каялась перед народом одна из домохозяек, которую наверняка крепко ущучили наследники Берия. – Впредь такое не повторится». И не повторилось. Следующую посылку раскаявшаяся домохозяйка завернула обратно в Гамбург. А её обиженный «подачкой» муж даже обратился с заявлением в МИД СССР с просьбой, чтобы то приняло меры по ограждению его гражданского достоинства от «посягательств извне». «Я патриот своей Родины, - бил себя в грудь муж домохозяйки, - и честь советского гражданина на подачки не меняю».
Ещё резче, ещё определенней высказался другой начисто осоветчинный, бухгалтер по профессии, немец: « Я презираю вылазки диверсантов из ФРГ, так как я родился в СССР и моя Родина здесь. Даже мертвым я не согласился бы остаться в Западной Германии». Судя по тому, что фамилия патриота-бухгалтера давно не слышна в районе, если не он сам, то его дети давно уже перебрались нах фатерлянд. Не осталось почти никого сегодня в районе и из родственников так убедительно и доверчиво распинавшегося тогда с трибуны о своей счастливой жизни механика достаточно крупного предприятия. «Мой чистый заработок 90 рублей в месяц. Жена моя получает 95 рублей. Посылок мы не получаем и не нуждаемся в них, так как наш доход обеспечивает семье прекрасную жизнь. Наша семья из своего достатка могла бы ещё оказывать помощь и безработным. Но, к счастью, в нашей великой стране не было и нет безработицы, а, наоборот, всё больше и больше повышается материальное благосостояние граждан».

Память. Прощение. Поддержка.
Увы, никто, наверное, сегодня не сможет назвать точное количество немцев, всё ещё остающихся в нашем районе. Я думаю их около одной тысячи. Доподлинно известно одно. Немецкое государство, общественные и религиозные объединения ФРГ все ещё не забыли об этнических немцах, злыми ветрами заброшенными в Казахстан. Только через Костанайскую станцию социальной помощи (она, кстати, отмечает в этом году своё десятилетие ) регулярно получают помощь 3542 жителя Костанайской области, в том числе 140 карабалыкчан. Это и продуктовые наборы, и медикаменты, и санаторно-курортное лечение. Если по программе министерства внутренних дел ФРГ «Память. Прощение. Поддержка» названная социальная помощь в первую очередь оказывается лицам немецкой национальности до 1945 года рождения, пожилым, одиноким, малообеспеченным гражданам, то та гуманитарная помощь, которую оказывают в основном бывшие наши немцы через местный Дом молитвы, предназначена для всего населения как нашего, так и Федоровского района. И помощь эта сегодня исчисляется тоннами (!) ежегодно поступающей из Германии бывшей уже в употреблении одежды и обуви. Плюс - инвалидные коляски, слуховые аппараты, очки и многое другое.
Я никак не хочу комментировать приведенные факты. Добавлю лишь, что немало наших немцев, из числа вернувшихся на историческую родину, помогает своим родственникам напрямую, минуя различные фонды и благотворительные организации. Например, та самая домохозяйка, что некогда каялась перед народом за то, что согрешила, получив посылку из-за рубежа, сегодня сама, давным - давно перебравшись в Германию, щедро рассылает посылки своим бывшим односельчанам. Ну вот и всё. «А мораль? – спросите, - к чему нагородил всё это, вспомнил?» А мораль проста. Оставайтесь всегда и везде самими собой.


О недавних выборах.

О партиии «Нур - Отан»
От Партии «Нур Отан» («Светлый путь») после её триумфа на досрочных выборах в нижнюю палату Парламента все больше попахивает дымком нашего прежнего общего отечества СССР, точнее - её «руководящей и направляющей силой» - КПСС. В рядах партии, возглавляемой самим президентом, 700 тысяч человек.»В первых рядах лучшие люди - министры, акимы, прочие высокородные чиновники. За ними люди второго сорта - интеллигенция всякая, профессора, а потом все остальные..»

О результатах выборов
Результат последних парламентских выборов - 88% в пользу партии «Нур Отан» - стал не менее ошеломительным, чем 91 - процентный итог президентских выборов 2005 года. Ни одна из партий, участвовавших в выборах, не набрала необходимого процента голосов. Таким образом сегодня в мажилисе оказались только представители партии «Нур-Отан», не считая выдвиженцев от Ассамблеи народов Казахстана. Вот как оценил сей факт глава миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ/ ОБСЕ Любомир Копай: «За все годы своей деятельности в качестве наблюдателя я ни разу не видел демократической страны, в парламенте которой была бы всего одна политическая партия».
Компартия Казахстана и партия «Атамекен» выборы бойкотировали. А лидеры пяти партий из семи, участвовавших в выборах, не признали итоги голосования и назвали их фальсификацией. «В результате этих выборов, в некотором смысле, мы вернулись в советскую эпоху», - заявил лидер партии патриотов Казахстана Гани Касымов. «Однопартийная система - это шаг назад в тоталитаризм», - поддержал его лидер партии «Ак жол» Алихан Байменов. «Жалко, что обманутым оказался весь народа Казахстана », - сожалеет лидер партии «Ауыл» Гани Калиев. Кстати, наибольший процент голосов за «Нур Отан» отдали как раз сельчане, интересы которых якобы защищает партия Калиева. «Например, в Алматы проголосовало 15-17% (официально - 22%) от общего числа избирателей, а в Алматинской области, по официальным данным, - 90 %» Лидер Коммунистической народной партии Казахстана Владислав Косарев поведал о том, что внучка одного его«приятеля», учащаяся десятого класса , по заданию классного руководителя проголосовала 27 раз. Потом эта девочка призналась деду, что голосовала она не за «Нур Отан», как ей было приказано, а за КНПК. «Основной способ фальсификации - завышенная явка избирателей. Не может быть, чтобы 64,5 % населения пришли на выборы, проводящиеся в сезон отпусков, школьных и студенческих каникул, в период сельскохозяйственных работ. По данным наблюдателей, явка избирателей была ниже в 1,7 - 1, 8 раза.»- отметил лидер самой амбициозной из современных казахстанских партий Жармахан Туякбай. Но далеко не все видят причину оглушительного провала ОСДП только в фальсификациях результатов выборов. Прозвучало в прессе даже мнение , что ОСДП - это проект Администрации президента. О том, что причину провала социал-демократам нужно искать в бездарно проведенной предвыборной кампании, заявил известный журналист Сергей Дуванов. По его мнению, «казахстанская оппозиция на этих выборах играла не свою игру, и вела себя более чем странно». Более того, он считает, что на этих выборах проиграли все, «кроме Абилова, который за этот месяц повысил свою популярность, набрал очки в общественном мнении, закрепил в сознании казахстанцев свой имидж оппозиционера, борца с режимом». Словом, прекрасно сыграл на себя самого, сделав неплохой задел к итоговой схватке в 2012 году, когда должны состояться очередные президентские выборы. Что касается многочисленных международных наблюдателей, т о они в целом дали положительную оценку выборам. Правда, ОБСЕ сделало оговорку, что они «не соответствовали ряду международных стандартов, в частности в отношении правовой базы и процесса подсчета голосов».


Сегодня.

С надеждой на будущее (заметки студента).
Я студент Казахстанского агротехнического колледжа, через который наверняка прошло целое множество читателей «ЗН». И, надеюсь, что ещё немало специалистов выпустит колледж. Ведь выбирать здесь есть из чего: целая куча профессий! Многообразная палитра нужных не только по профессии, но и в жизни предметов пробуждает интерес к новым и новым знаниям, воспитывает волю. Преподавательский коллектив состоит из прекрасных мастеров своего дела, которые не только обучают нас профессиям, но и помогают каждому в полной мере раскрыть все свои таланты. И это правильный подход. И я благодарен нашим преподавателям за их отдачу и терпение. Особо хотелось бы отметить мастера производственного обучения Жалгасбека Каленовича Мекебаева, который является для меня примером. Он быстро может найти верное решение любого, самого сложного вопроса и всегда находит общий язык с учащимися. И, конечно, просто нельзя не поблагодарить мою «классную» - Валентину Павловну Горбань, которой часто приходится «отдуваться» за наши необдуманные поступки, принимать, так сказать, удар на себя.
С улучшением жизни в стране возрастает и спрос на квалифицированных специалистов среднего звена. И я надеюсь, что в будущем будет востребована и та профессия, которую я получу в колледже. Да и сам колледж тоже будет идти год за годом вперед, давая все новых и новых специалистов стране.
Бахтияр УТЕШОВ,учащийся 3 курса ПТШ КАТК


Наш второй дом (заметки выпускницы).
Четыре последних школьных года я занималась сразу в двух школах. И всё это время школа искусств была для меня самым тёплым и любимым местом, действительно, вторым домом. Сразу, как нас с братом Виктором принял в класс ИЗО, мы с ним как будто бы попали в другой мир. Нас не просто учили рисовать, а по-настоящему приобщали к большому искусству. Я не могу выразить словами своё отношение к Людмиле Петровне Семеновой. Она лучшая преподаватель из всех, кого я знала. На её месте мало самой уметь рисовать Необходимо еще уметь увидеть в ребенке творческие задатки, помочь их ему реализовать. Когда мы с Виктором пришли к ней, мы с трудом строили стакан, а после неё мечтали даже стать профессиональными художниками. В «музыкалке» мы получали не только знание, но и общение. С Людмилой Петровной можно было поделиться любыми проблемами и получить «подсказку» их решения.
Повезло, считаю, нам и с Мырзагельды Жуматаевичем Айткужиным, два года учившего нас рисунку и живописи. Он замечательный художник и столь же замечательный человек. Воспитанный, интеллигентный, с хорошим чувством юмора. К тому же все годы с ним мы постоянно открывали в нем всё новые и новые таланты. Он и снежные скульптуры лепит, и на домбре с гитарой играет, и с юными акынами занимается…
В общем, повторюсь, четыре года «музыкалка» была для меня самым приятным местом. И если бы не преподаватели ДШИ, не их постоянная поддержка и понимание, я, наверное, не только ДШИ, но и общеобразовательную школу толком бы не закончила. Потому все свои победы, как состоявшиеся, так и будущие, я посвящаю преподавателям школы искусств.
Екатерина БЕРЕЗИНА, выпускница 2007 года.


ГОЛУБОЙ ПОТОК «ИНТЕРГАЗА».
Недавно на встрече с правительственными делегациями Болгарии и Греции по вопросу строительства нефтепровода от болгарского города Бургаса до греческого побережья Эгейского моря (порт Александрия) президент России привел в пример прекрасно работающий трансконтинентальный трубопроводный проект «Голубой поток», по которому идет экспорт российского природного газа от Уренгойского месторождения через Челябинск, Оренбург, Новороссийск и далее по дну Черного моря в Турцию.
Мало кто знает, что составной частью «голубого потока» является первый построенный в бывшем Союзе трансконтинентальный газопровод «Бухара-Урал». 128,7 километра этой трассы проходит по территории Карабалыкского района близ поселка Босколь. Обслуживают эти километры специалисты Костанайского линейно-производственного управления АО «Интергаз Центральная Азия». Отрезок магистрали, который обслуживают наши специалисты, работает не только на экономику нашей области, но и является составной частью экспортной сферы России. Кроме того, Казахстан получает приличную оплату за транспортировку газа по нашей трубе – в пределах 8-12 миллиардов кубов в год.
За голой цифрой небольшой протяженности участка стоит большая ответственность коллектива ЛПУ за бесперебойную работу данного проекта, имеющего международное значение. Кроме самой трубы (диаметр 1000 миллиметров, рабочее давление 55 атмосфер) с крановыми узлами, это ещё и система защиты газопровода от электрической коррозии, включающая в себя десять установок катодной защиты с сорока километрами питающих линий электропередач мощностью 0,4 – 10,0 киловатт, многочисленные переходы газопровода через автодороги, ручьи и железную дорогу Карталы - Троицк. О серьезности данного участка говорит тот факт, что в момент прохождения электропоезда через газопровод, на трубе создаётся электромагнитное поле с силой тока до 200 ампер, который отводится дренажной защитой по кабелю сечением 300 миллиметров на тяговую подстанцию станции Бускуль. Недельный отказ в работе системы дренажа может привести к серьезным последствиям.
В настоящее время специалисты ЛПУ завершают работы по устранению дефектов на газопроводе, выявленных в результате пропуска внутри трубы очистного поршня с дефектоскопом, оснащенным электронными датчиками. Возглавляет работы заместитель начальника Костанайского ЛПУ УМГ «Актобе» Владимир Александрович Цыганов, исполнительный, грамотный, благородный человек, из разряда тех, с которыми можно идти в разведку смело.
Геннадий НАУМЕНКО, пенсионер г. Костанай.

Об авторе. Это он сам, Науменко, вот так пенсионером подписался. Я сам его никогда бы пенсионером не назвал. В свои 66 Геннадий Васильевич, прошедший путь от рабочего-бетонщика до заместителя директора ГП «Костанайтрансгаз», по-прежнему полон сил и энергии. Как говорится, молод душой. Написал историю родного предприятия, которому посвятил, можно сказать, всю свою сознательную жизнь. Как следует разобрался в своих корнях, создав родословную по отцу и матери. Сотрудничает с областными газетами, помогает родной школе в оборудовании музея. Ну а всякий раз, когда областной центр принимает у себя крупные баскетбольные соревнования, Геннадия Васильевича можно увидеть среди болельщиков. Ведь он принадлежит к числу лучших баскетболистов своего времени, судья республиканской категории. Именно баскетбол нас с ним и свел. Есть что рассказать ветерану и о том, как «шёл» природный газ к Комсомольцу. Может быть, когда-нибудь с ним о том и поговорим.


Нет - принудительной подписке!
По сообщениям СМИ, международный благотворительный фонд «Сорос - Казахстан» предложил для неправительственных организаций РК новую программу «Поддержка СМИ». Одним из победителей тендера признано общественное объединение «Союз налогоплательщиков Костанайской области». В частности, на разработку и внедрение общественных механизмов для противодействия принудительной подписке на государственные издания фонд выделил более миллиона тенге. Не знаю, выделены ли одновременно средства на «разработку механизмов для противодействия принудительной подписке» и на частные издания, каковой является районная любимица «Айна», но тем не менее обязательно отправил в адрес «Союза налогоплательщиков» опубликованные в «ЗН» материалами, посвященными особенностями подписки на неё и другие издания в нашем районе. Если кому из читателей тоже будет что сказать на сей счет, звоните, пожалуйста, в Костанай по номеру 53-61-77.
Хотелось бы действительно верить, как пишет газета «Алма-Ата ИНФО», «что стремление костанайских налогоплательщиков к цивилизованной конкуренции среди СМИ даст положительные результаты, а не обернется очередным мероприятием, срежиссированным идеологами из акимата Костанайской области».


Вот и вся любовь, она же махаббат...
14 сентября прошлого года (№ 11) в малюсеньком материале с длинным заголовком «Ордена Ленина бывшая контора бывшего совхоза» сообщалось о том, что ТОО «Ак – Бидай- Агро», покинув свой офис, именовавшийся ранее конторой Кустанайского зерносовхоза, оставил на её стенах трудовую награду бывшего совхоза – орден Ленина. Конечно, не сам орден, а его гипсовую копию. Так вот. Нет больше того ордена. И не в музей, сняв, его сдали, а разбив, выбросили на свалку. Чего там церемониться с наследием тоталитарного прошлого?! А вместо ордена на стене бывшей конторы бывшего зернового гиганта нынче вот такие красивые картинки…




Все остальное...

В любви и согласии.
Семья Саптаевых очень напоминает те добрые старые казахские семьи, в которых мне довелось побывать в детстве. С искренним участием, несмотря на множество собственных забот, всегда расспросят о жизни и здоровье, и никогда не отпустят, чем - нибудь, хоть последней корочкой хлеба, да не угостив. На днях Куантай и Райхан справили 35-летие совместной жизни. Даже спрашивать не надо, как они жили всё эти годы. По ним видно: в любви и согласии. Хотя, конечно, всякое бывало. Встретились, познакомились, приглянулись друг дружке Куантай и Райхан в Кособинской средней школе, где он сразу после института работал учителем, а она училась в десятом классе. Так что сразу за аттестатом зрелости Райхан обзавелись они другим документом, уже одним на двоих: свидетельством о браке.
Несколько раз, вместе с семьей поменяв место жительства, Куантай Каримович остался верен профессии учителя. Учил детей математике в Кособе, Тогузбае, Есенколе, за пределами района. И сейчас учит, только уже не математике, а казахскому языку, и не ребятишек, а таможенников. А в том, что родной язык Саптаев знает не хуже алгебры и геометрии, сомневаться не приходится. Именно к нему я и обратился с просьбой помочь перевести стихи Рамазана Искакова. Конечно, не отказал. Мы ведь все трое друг дружку ещё по школе помним, Бурлинской средней. Куантай с Рамазаном учился на родном языке, я – на русском. Под одной крышей. И никто никому не мешал. Мало кто знает, и я к своему стыду до последней встречи тоже не знал, о спортивном прошлом этого скромного, незаметного человека. А ведь Саптаев вышел из стен Кустанайского пединститута не только с дипломом о высшем образовании, но и с квалификационной книжкой борца - перворазрядника. И, судя по записям в ней, на ковре с соперниками Куантай чувствовал себя столь же уверенно, как и с детьми в классе.
Его супруге Райхан довелось поработать и бухгалтером, и продавцом, и воспитателем детского садика. И сейчас она тоже без дела не сидит: разносит жителям райцентра почту, газеты. Вот и мне немного помогала, за что ей и спасибо. Но главным делом её жизни было все же воспитание детей. А у дружной четы их ни много, ни мало – пятеро, и все девочки: Гульжан, Раушан, Сауле, Алия, Жулдыз. Плюс сын старшей дочери Рустем, который по традиции воспитывался ими и которого они тоже считают своим сыном. И коль о внуках речь зашла, с Рустемом их у Саптаевых восемь, и это, как говорится не предел.
Пять лет тому назад Куантай и Райхан с самой младшей дочкой Жулдыз, как и многие другие жители районной глубинки, перебрались в Карабалык, где жить всё же полегче, чем в бывших совхозах. Купили дом у реки, держат немножко овец. С первых дней с ними, понятно, Рустем. Он учится в десятом классе и хорошо помогает по хозяйству. А совсем недавно из Федоровского района в Карабалык поближе к родителям перебралась дочь Раушан, и уже работу себе нашла. В только что открывшейся школе с казахским языком обучения будет преподавать русский язык. Словом, жить бы да радоваться. Только не очень радостно сегодня на душе у Куантая и Райхан. Приболела самая младшая дочурка, звездочка их светлая – Жулдыз. Местные эскулапы так ее подлечили, что пришлось родителям отправлять девочку в Челябинск, где живет Сауле с семьей. Все меньше расходов. Но всё равно потратиться на лечение придется изрядно. И если кому под силу как-то помочь этим хорошим людям, помогите.
На снимке: Куантай и Райхан Саптаевы с дочерью Раушан и внуками Данарой, Рустемом, Ерланом.


Реально ли вернуть «Сказку» детям?
Один из наших читателей попытался было устроить своего ребенка в детский садик «Улыбку», но ничего у него из этой затеи не вышло: очередь. Быстренько подсчитал, пока очередь до него дойдет, ребенка уже нужно будет не в садик а в школу отдавать. Тогда он задался вопросом, а почему бы не вернуть детям «Сказку», садик, который он сам некогда посещал. Ведь здание то наверняка государственное. И вернуть его не будет проблемой, если для военкомата отыщется в районе здание поменьше и поудобнее.



Осень – 2007: над расцветающими яблонями летают колибри.
В двадцатых числах августа во дворе дома Аблая Оспановича и Лязат Сейтжановны Нургалиевых расцвела старая яблоня. Точнее – одна из её молодых веточек вдруг полыхнула ни с того, ни с чего характерными ослепительно белыми цветами. Само по себе явление, конечно, необычное, но и не из ряда вон. Случалось и раньше такое. Вот только одно любопытное обстоятельство, заставляющее усомниться, в том, что расцвела яблоневая веточка ни с того, ни с чего, случайно, сама по себе. Дело в том, что совсем недавно женился сын хозяев Аскар – на родословном древе Нургалиевых таким образом появились свежий побег, новая веточка. Вот и отсалютовала яблоня по-своему столь знаменательному событию. Первый снимок сделан Айнагуль Рахимбаевой 27 августа, второй, мой- 8 сентября.
Ну а Евгений Хмуренко вместе с Александром Гоминым намедни в цветах у магазина «Перекрёсток» обнаружили, кого бы вы думали? Колибри! Да, да, именно колибри, самую маленькую из всех пернатых планеты. Попытались сфотографировать – получилось не очень. Но разглядеть – разглядели, и как следует разглядели. Птичка такая - ни с какой другой не спутаешь. Один нос чего стоит. Тут же полезли в Интернет проверить свою догадку и убедились: правы! Вот только чего та колибри у нас делает? Не прилетела ли у наших пчёл нектар отбирать? Ведь солнечная птичка, так величают эту кроху специалисты, как и пчелы, питается нектаром. И чтобы не умереть с голоду, она должна ежедневно добывать порцию нектара, равную половине своего веса ( до 20т граммов). Кстати, существует 123 рода, 319 видов и 656 разновидностей колибри и встретить ее можно на всем протяжении американского континента: от Аляски до Северной Земли. А от Аляски и до нас не шибко далеко. Вполне могло каким-нибудь попутным ветром и к нам эту экзотическую особу занести.


Прощай, кукла! Здравствуй, букварь!

1 СЕНТЯБРЯ.

Маргарита Летова
СЕНТЯБРЬ

Лето промчалось пряное.
Яблоки – вниз. Вот и нагрянул
сентябрь –
Медный кленовый лист.

Вся в огороде млеет –
Бабья пора.
Стали ль сегодня мудрее мы
Тех, кто вчера.

Ветер разлапистой елью
Машет вослед.
Будут ещё апрели –
Верит поэт.



Алия Тасмухамбетова
Мне нужно сердцу оправданье.
Найду ль его в Тебе?
И губ нежнейшее лобзанье –
Из сказки «Истина в вине».
Я не хочу любовь земную:
Ведь ты в ней – раб.
Найду ли я любовь иную?
Наверное…
Но лишь в других мирах.

* * *
К груди я руку приложила,
И поняла: здесь сердца нет.
А там оно - уже остыло, -
Где юности остался след.

* * *
Покорять – моя судьба,
Покоренной быть надежда.

* * *
Упало яблоко в саду.
«Так надо!» - просто я скажу.

* * *
Хочу монашеским обрядом
Своё сердце освятить.
Никого, ничто не надо,
Лишь бы честно жизнь прожить.
И идти по жизни просто,
Всё любить и принимать,
И с ответов, не с вопросов
День пришедший принимать.

  • Дата выхода в печать 27 сентября 2007