Выпуск №29







Содержание:

Позор да и только!

Материал под таким названием был опубликован в № 8 от 27 июля прошлого года под рубрикой «ЧП в объективе». Речь в нем шла о том неухоженном участке земли, который только по недоразумению, называется спортплощадкой средней школы имени Абая. Действительно. Что это за спортплощадка, на которой нет ни беговой дорожки, ни сектора для прыжков и метаний, ни игровых площадок? В этом наспех загороженном загоне проводить уроки физкультуры не то, что невозможно, но и попросту опасно по многим и многим причинам. А тут еще с недавних пор место для занятий, больше напоминающее пустырь, потеснила подъездная дорога с твёрдым покрытием. При таком соседстве гонять мяч ребятишкам, что здесь, что на проезжей части улицы одинаково опасно. Смертельно опасно! О качестве занятий, получаемых знаний, умений и навыков я уже и не говорю. Хотя именно на этой, с позволения сказать, «спортплощадке» учащиеся школы имени Абая проходят ключевой раздел программы по физкультуре, именуемый «лёгкая атлетика». Не овладеть её азами – всё равно, что не научиться читать и писать. А где им учиться – то? Занятия на такой «спортплощадке» не только не прививают устойчивого интереса к физкультуре и спорту, здоровому образу жизни, но и начисто отбивают само желание взять в руки мяч или выйти на беговую дистанцию. Причем это безобразие, именуемое спортплощадкой школы имени Абая, длится уже почти 30 лет. На глазах властей, общественности, родителей…
Говорят, то, что сейчас делается с центральной улицей посёлка, делается в первую очередь для детей, молодёжи. Кто против? Но правильнее всё же, думается, было начинать не с «Арбата», а с беговой дорожки. Она для молодых куда важнее.


Не каждому сердцу молодость дана

«Не каждому сердцу молодость дана»- эти строчки из песни Валерия Ободзинского мне вспомнились после недавней встречи с Марией Ивановной Сунцовой. Несмотря на все беды-невзгоды, пережитые ей, и на восьмом десятке сердце её остаётся по-прежнему молодым. И эта, не подвластная физическому старению молодость сердца Марии Ивановны, помогла сохранить ей в себе юную Марусю Ушакову – красавицу и песельницу, не знавшую, куда деваться от женихов. Восемнадцати претендентам на её руку и сердце дала она от ворот поворот. Семнадцать из них давно позабыты, а вот восемнадцатого, Александра Николаевича Мильчакова, пути-дорожки с которым разошлись, можно сказать, по девичьему капризу, по пустяшной ссоре, не может забыть и по сей день. Даже пытается разыскать по велению своего молодого сердца Мария Ивановна. Уже и в газеты писала, и в «Жди меня». Пока, как говорится, ни ответа, ни привета.
Что же, давайте еще раз попробуем, Мария Ивановна. Вам слово.
- Я Ушакова Мария Ивановна, родившаяся в 1933 году в деревне Мильчаки Фалёнского района Кировской области, разыскиваю дорогих и близких мне Мильчаковых Александра (отчество запамятовала) и Ольгу Николаевну, а также их сына Бориса вместе с которыми в 1955 - 1958 годах работала на разъезде Князи Горьковской железной дороги, что в Фалёнском районе Кировской области. Александр – дежурным, я - стрелочницей. По моей информации, они перебрались в Алма-Ату к дочери Нине. У Мильчаковых был племянник, тоже Мильчаков и тоже Александр, но Николаевич. В то время он, по-моему, работал на шахте в городе Коспаш Пермской области. У Александра была сестра Тамара, с которой у меня, как и со всеми Мильчаковыми были очень хорошие отношения.
Саша, Александр Николаевич, если жив, вспомни меня. Ты ведь из армии мне письма писал, а, демобилизовавшись, хотел забрать с собой. Не знаю, как ты меня, а тебя, шахтёр, я вспоминаю каждый день. Как только за уголь берусь, сразу ты приходишь на ум. Очень хочется узнать, как сложилась твоя судьба, судьбы всех твоих родственников. Они же меня своей считали.
Отзовитесь, ради Бога, Мильчаковы! Скрасьте мою одинокую старость! А будет возможность, приезжайте ко мне. С радостью встречу. Мой адрес: Республика Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, п. Гурьяновка. Могу и я к вам приехать, если пригласите.
Добрые люди, если вы что-то знали-слышали о моих Мильчаковых, очень и очень прошу, помогите мне их найти. Я ведь все дни и ночи о них думаю. С уважением, Маруся из деревни Мильчаки.
…Вот такое дело, такая просьба, такая забота нынче у Марии Ивановны. И, думаю, все у неё получится. Обязательно отыщутся-найдутся её Мильчаковы, если осталась на свете еще хотя бы пара таких молодых, неравнодушных сердец, как у неё самой.


Почётный гражданин района, о котором мало кто в нашем районе знает.

Думаю, что Иван Павлович Щеголихин, который в одной совершенно бездарной книжице именуется почетным гражданином района, порадовался бы, увидев в нашей библиотеке не только последние свои произведения, но и книги, вышедшие в свет много лет тому назад. Особенно порадовали бы его, наверное, «Снега метельные» с обложкой, затертой до дыр,- значит, читали, не пылилась даром на полках! Роман этот, вместе с другими своими книгами, он сам и подарил районной библиотеке в 1987 году, аккуратно подписав каждый томик. На титульном листе «Снегов», к примеру, такая вот надпись: «Землякам кустанайцам, славным героям, надежным труженикам, строителям жизни от всего сердца желаю мира и благоденствия. Автор И. Щеголихин. Май. 87 г.»
И.П. Щеголихин – самый заметный, выражусь так, русский писатель Казахстана, и по сути - самая знаменитая наша знаменитость. Поскольку родился в Ново-Троицке в семье непоседливых крестьян-переселенцев. Откуда, раскулачив, их в своё время и турнули.
В романе «Не жалею, не зову, не плачу» Иван Павлович признаётся, что не помнит в Ново-Троицке «ни дома, ни улицы, только большое-пребольшое озеро, а над ним туман. Детство моё в тумане. Картинами вспоминаю то одно, то другое…» Может быть, именно потому после изгнания Щеголихин, по-моему, так ни разу и не навестил свою родину, хотя на Кустанайщине бывал неоднократно. Её-то, область нашу Кустанайскую, и называет Иван Павлович своей родиной, предпочитая почему-то не конкретизировать это понятие до нашего района, до Ново-Троицка. Самые патриотически настроенные комсомольчане неоднократно пытались наладить связь с писателем, завязать переписку, но успеха эти попытки никому не принесли. По крайней мере, лично я таковых не знаю. Помню лишь, что писали ему библиотечные работники, Еркин Карманов, Яков Дмитриевич Брегеда. О письмах двух последних Щеголихин упоминает в «Желтом колесе».

Что касается лично меня, при всем интересе к «нашим», я даже не пытался познакомиться с ним. Во-первых, никогда не имел привычки навязываться кому бы то ни было, а во-вторых, уж больно обыкновенным, СТРОЕВЫМ советским писателем казался он мне. Но за творчеством его следил – всё же земляк, хоть и не очень роднится. Подстёгнутый 80-летием писателя (поздравил ли, кстати, район своего почетного гражданина?), под впечатлением последних публикаций Щеголихина, еще раз обратился к его первенцам. Одни книжки просто перелистал, другие внимательно перечитал. Открытием из пропущенного стал роман «Жёлтое колесо». Неожиданно совершенно в новом свете предстал первый роман Щеголихина «Снега метельные», чем-то напомнивший вдруг, можно сказать, культовую для моего поколения повесть Василия Аксёнова «Коллеги». Пусть «Снега метельные» и не стали второй «Поднятой целиной». Но такие люди, как щеголихинские и аксеновские герои, действительно в стране советской были. Романтики и бессребреники. Умевшие жить лишь бескорыстно. Я знал их, был с ними, сам, наверное, из них. Только Аксенов со временем изменил и той стране, и людям той страны, воспетым им в «Коллегах», а Щеголихин – нет. А в общем строю он действительно старался идти всю свою жизнь. Но большей частью шёл не в ногу со всеми. Потому что из породы единоличников, единоборцев. Отсюда, похоже, и название последней книги: «Выхожу один я на дорогу». «Лица не общим выраженьем» писатель, собственно, и интересен. Как человек, как гражданин, как писатель. Потому и хочу напомнить читателям о том, что есть такой Иван Павлович Щеголихин, книги которого, начиная с «Не жалею, не зову, не плачу» и «Желтого колеса» не лишним будет прочитать всем, кто их ещё не прочёл. Для русских Казахстана же – они прямо-таки обязательное чтение. Ведь наш земляк первый, кто, и задолго до нынешних событий, поднял эту щепетильную тему. А пока, так сказать, для затравки - несколько фрагментов из произведений Ивана Павловича Щеголихина.

«Для наших народов, как в России, так и в Казахстане, идея равенства всегда была выше идеи личной выгоды. Ладно, пусть было плохо, мы не возражаем, жили хуже Америки, хуже Японии, хуже многих, все триста миллионов нашего населения согласились с этим – плохо. Но почему, задавшись целью жить лучше, мы стали жить ещё хуже, - вот что невозможно понять и принять. Я себе не изменил, как писал книги, так и пишу. Но государство мне изменило, предало меня, моих детей и моего внука. Государство изменило народу – принципиально, гласно, пошло на поводу – у кого? На поводу у тех, кто боялся нас, и всегда хотел нашей гибели любой ценой, лишь бы избавиться самим от страха. Понять их можно. А нас, оказывается, нельзя».

«Не клеймите меня, не шельмуйте, потерпите – не так уж долго. Настанет день – и советские книги, фильмы, произведения искусства весь мир назовёт образцом гуманизма. Творения советских мастеров будут стоить миллионы в самой твёрдой валюте.»

«Делать деньги в высшем смысле - значит ничего не делать, только повторять и продавать уже сделанное. Меня запрещали, боясь моей мысли, правды, а сейчас меня разрешают, но не покупают - непродажная оказалась правда. Была моя жизнь вне быта, над бытом, была – и осталась. Я жил в идеальном мире, независимо от мира реального, и ничто мне не мешало писать. А запрет воодушевлял. Живя в стране казахов, я мог себе позволить главную роскошь – жить в русской литературе. Год за годом мне раскрывались искаженные Западом истины о великих, изначальных связях России с Азией. Теперь мне легче понять, осознать русское будущее в ХХI веке. Оно не будет американским. Мне омерзительны примеры их бизнеса с малолетства, когда дети выбегают на дорогу с флаконами и тряпками мыть на ходу машины – невмоготу смотреть это попрошайничество! Умышленное унижение народа, начиная с детства, не хочу я такого будущего для своей Родины…Я хочу своего – государства, общества и отечества. И пусть они относятся к нам, как хотят, проклинают, пусть ненавидят, боятся, - но в любом случае с нами считаются по одно причине, по одной единственной: мы были, мы есть, мы будем. А сейчас они все делают для того, чтобы нас не было…Россия не спасётся, пока от Москвы не отвернётся.»
«Жёлтое колесо»

«Мы выиграли войну Отечественную, горячую, честную, лицом к лицу с врагом, но проиграли войну холодную, подлую, где все средства хороши. Мы сдали высоту нравственную. Сдали социализм без боя. А потом уж стали сдавать жилища, селения, города. Воду, свет, тепло. Согласие, мирную жизнь. Победители оставили нас с протянутой рукой – под-айте, Христа ради, мы для вас сделаем разоружение, демократию, права человека, СПИД, смертность выше рождаемости, последнее место среди стран Африки, только не оставляйте нас без инвестиций, грантов и кредитов. Мы проиграли смысл жизни. «Дети капитала гранта».

«Рыночная экономика – это, прежде всего, унижение человеческого достоинства».
«Холодный ключ забвения»

«У нас была особая страна – она требовала ГУЛАГа. Для чего? Чтобы завершить с наименьшими потерями гражданскую войну. Назывались главные виновники – и подвергались изоляции. Или ликвидации. Без этого нас бы не было. ГУЛАГ нужно оправдать, признать его необходимость. И тогда, и теперь. А теперь – тем более, только в нём и спасение. Без нового ГУЛАГа у нас будет шириться и разрастаться новая гражданская война. Демократия-это архипелаг ГУЛАГ, превратившийся в материк под названием СНГ. Спасибо Сахарову и Солженицыну! А всю колючую проволоку у нас забрал Запад, - отгородиться от нашей свободы. «Если бы возможна была окончательная демократия, то человечество погибло бы, утонуло во тьме. Священные права человека не заключены в демократию и не вытекают из неё. Суверенный народ может отнять у человека всё, что захочет, что найдёт нужным для своего блага. Самодержавие народа – самое страшное самодержавие, ибо в нём зависит человек от непросветлённого количества, от темных инстинктов масс. ...Демократия понимает власть как право, а не как обязанность. И всякая высшая идея в демократических обществах умирает». Н.А. Бердяев, 1918 год».

«…Особенно пагубны унижение и бесчестие, неуважительное отношение к предкам, непочтительность к героическому прошлому казачества. Нынешние вахлаки в опереточных костюмах разрушают уникальный исторический типаж, какого не было во всём мире. Лихие удальцы, смельчаки, умельцы, гордецы выродились в жалких приспособленцев. «Мы будем служить независимому Казахстану»? Снимите тогда к чертям собачьим свои штаны с лампасами, свои самопальные ордена и медали, уберите из своих передних углов по хатам иконы свои мертвые и порубите их на дрова. И напрочь вышибите из памяти, чему и кому служили ваши деды и прадеды. Если революция уничтожила казачество физически, то вы добиваете его морально своей постыдной готовностью служить хоть кому, хоть чему, лишь бы сохранить штаны с лампасами. Никто вас не берёт на службу, зная, что нельзя положиться на людей без чести».

«Я никогда не соглашусь с клеймом колонизатора по одной причине: с рождения пребывая здесь, всегда ощущал на себе национальное угнетение. Я прожил здесь долгие годы вдвойне под вторым номером – и как русский, и как беспартийный. Я сделал для казахов всё, что мог, а потом оказалось, что самым нужным делом было бы мое исчезновение с глаз долой. Я перевел с казахского около двадцати книг прозы, из моих же двадцати книг на казахский не перевели ни одну. Если коренной собрат по перу ехал в творческую командировку за счёт Союза писателей СССР в Париж, Индию или в Китай, то я с таким же успехом – в Талды-Курган или в Караганду по завету поэта: «В Шанхае можешь ты не быть, но в Кустанае быть обязан». В издательский план тебя раз в пять лет, гонорар тебе по низшей категории, квартиру тебе в последнюю очередь, и всё это, надо сказать, творилось по неписанной, негласной, само собой разумеющейся солидарности, по нравственному императиву: урезать русского везде, где только можно. Есть французская поговорка: страдание проходит, выстраданное не проходит никогда. Бесчеловечно и глупо считать, что страдания здесь были только у казахов, и что только у них они не прошли даром».
«Хочу вечности».

«В России бурно обсуждается книга Солженицына «Двести лет вместе», в ней приводятся лозунги еврейской молодежи в 1905 году: «Мы дали вам Бога, дадим и царя. Теперь мы будем управлять вами». Блок о революции 1917 года: «И равнозначны стали в ней слова свобода и еврей». О перестройке можно сказать так же»

«От социализма до капитализма, как оказалось, один шаг. С костылями от США. Теперь в городах толстосумы свободно, рыночно и законно продают друг другу заводы и комбинаты, супермаркеты и базары…А в селах и аулах уже некому получать пенсию, и в школе уже некому пойти в первый класс. Не во всех селах так, но только в некоторых, но даже если в одном – уже трагедия. Социализм надо вернуть обратно, в нем гарантия работы, зарплаты, пенсии, гарантия порядка, бесплатного обучения и лечения. И потому остаётся время и желание для жизни духовной, для книги, для размышлений, для общения по душе, а не по бизнесу. Капитализм – никаких гарантий, сплошной риск и безнадежность, каждый сам по себе, и потому действительно человек человеку – волк. Будущее зависит только от того, чему мы дадим развитие, к чему поведем, к единству или разделению. Как решим, так у нас и получится. Только без лицемерия и лжи. При советской власти заставляли жить в дружбе, принуждали, несогласных сажали, и потому старались показать мир и дружбу. И видимость действительно становилась миром и давала возможность учиться, лечиться, жениться, работать и получать зарплату, читать и писать книгу. Внушался и учреждался императив уважения к другому народу. Насилие власти, принятое в облагороженном согласием старших, становилось осознанной необходимостью. Нас, темных, непросвещенных учат, что диктатура – плохо, а демократия – хорошо. Однако у всякого явления есть предел. Когда распад и хаос ставят страну на грань гибели, только диктатура спасительна. Она посылается Богом, если народу суждено стать народом историческим. А если не суждено, то народ исчезнет, словно курай под ветром, как исчезли, к примеру, джунгары, грозившие казахам поголовной гибелью. Диктатура есть история в лицах. А демократия – ее безликий мусор».

«Ещё одно враньё историческое, будто 37-й год стал началом всенародных репрессий. На самом деле, к тому времени, за 20 лет были уничтожены главные сословия бывшей России – дворянство, духовенство, офицерство, купечество, казачество и многомиллионое крестьянство, основа народной жизни. В конце 20-х пересажали деятелей «Алаш-Орды» и прошла массовая откочевка казахов в Китай, Афганистан, Монголию. А в 37-м, когда по всему пространству Союза ССР лучшие люди России уже давно сидели по лагерям или лежали на кладбищах, началось, по сути, возмездие, стали сажать друг друга каратели, стукачи и партийные верховоды. Тогда-то и утвердилась добавка к Библии: «Моисей вывел евреев из Египта, Сталин – из ЦК». Они-то и объявили себя на весь мир жертвами сталинского террора. Забыли, как сами сажали, но запомнили, как сами сидели. И сотворили из этого главное содержание истории СССР. Обличение должно следовать за пониманием. Сталин хотел восстановить сильную Россию, восславить русский народ. Иноземная примесь в правителях России – закономерность. Нужны ли памятники Сталину? Одни говорят – да, нужны, и Сталину, и Жукову. Но другие, опять же интеллигенция, решительно против, дескать, победил не Сталин, победил народ! А все эти хваленые полководцы виновны в гибели солдат (насчитали уже 32 миллиона). Получается, не надо было воевать. Надо было всем бежать в Ташкент, во Фрунзе, в Алма-Ату…Что такое «победил народ», видно по всем республикам за последние 15 лет. Вот отчет правительства России. Всего 144 миллиона, из них старики, дети и инвалиды – 60 процентов, или 86 миллионов. Трудоспособных 20 миллионов, но что это за кадры? 4 миллиона отборных – в МВД, в МЧС и в ФСБ, в сфере непроизводственной. Столько же хронических алкоголиков, пахарями не назовёшь. 1 миллион зарегистрированных наркоманов, и ещё 1 миллион сидят по тюрьмам и зонам. Вдобавок ко всему, мужская смертность в 4 раза превышает женскую. «Сейчас потери здоровых мужчин сходны с потерями СССР в годы Великой Отечественной войны».
«Не стану я искать побед».

«Если жизнь идёт без пальбы-стрельбы, есть работа, зарплата и пенсия, заткнитесь, благодетели, со своими выборами-перевыборами. Я убеждён, в нашей ситуации требование политических реформ, парламентской республики вместо президентской означает всего-навсего прикрытие демократическими лохмотьями своих родовых предпочтений, землячества и т.п. (мягко говоря). Новейшая наша история показала, что в странах Центральной Азии должен править только один человек. И дай ему Аллах здоровья и сил. Как бы не критиковали Туркменбаши, он сохранял жизнеспособность народа, не допустил междоусобицы. Меньше всего критиковали президента Киргизии, он в тени оставался, добрая душа. А теперь киргизов невозможно вернуть к нормальной жизни, ничего, кроме митингов и мародерства, при нарастающем разделении на север и юг. Между прочим, это самый близкий народ казахам – по языку, по истории, по географии, надо бы навострить глаза и уши и – сделать выводы…Смотреть тошно на гламурные костюмчики и платочки в Киеве на площади. Как изящно все сделано, сколько денег ухлопано. Это не бомжи, не пролетариат, не крестьянство вышло добиваться справедливости. Это всё за деньги. Это клан на клан. Всё оплачено. Всегда народ, любая религия боялись власти Молоха, власти денег. Но нас же прошлое ничему не учит. Если у нас нет мародерства, надо поддерживать ту власть, какая есть. Да, власть одного вождя. Потерпите господа из хаппозиции…»
«Власть тьмы денег» (интервью газете «Мегаполис», № 17, 7 мая 2007 года).

…Где взять книги Щеголихина? Только в библиотеке. Как отметил сам Иван Павлович в названном интервью, «искать новые книги казахстанских авторов в продаже бесполезно». Да и книжных магазинов в райцентре не осталось, а было, помнится, два. И вряд ли всё возрастающая «ямализация» информации - умные книжки заменит…
Фото из газеты «Мегаполис»


Цон зачем нам нужен он?

Как известно, 18 апреля аким области С.В. Кулагин открыл в Карабалыке первый в области сельский центр обслуживания населения по принципу одного окна. ЦОН расположился в здании бывшего РАПО на главной площади посёлка. За месяц работы ЦОНа сюда уже успели проторить дорогу многие жители района. Побеседовав с некоторыми из них, убедился, что в целом люди новой формой обслуживания довольны, хотя, конечно, без нареканий не обошлось. Оно и понятно: месяц лишь прошёл, все сразу не отладишь, всего не предусмотришь… Да и далеко не все из нас пока разобрались, для чего создан, чем занимается ЦОН. Помочь разобраться в этих вопросах я попросил начальника Управления юстиции Карабалыкского района Э.К. Кузенбаева. И вот что сообщил Эльдар Конысбайулы:
- В ЦОНе можно сделать прописку по месту жительства или наоборот выписаться ; оформить домовую книгу, зарегистрировать недвижимость. Здесь же проводится регистрация юридических лиц, оформление документов, удостоверяющих личность, принимаются заявления на выдачу повторных свидетельств о рождении. ЗАГС, кстати, расположен на одном этаже с «окнами». В помещении ЦОНа можно также сделать ксерокопии, сфотографироваться на документы. Скоро будет буфет, откроется кассово-расчётный отдел АО «Казпочта». К услугам клиентов зал ожидания с телевизором. Приступает к своим обязанностям директор центра Есимгельды Тайлакович Шодоров.
- И долго заставляете клиентов сидеть у вашего телевизора? Ведь не телепередачи они к вам приходят смотреть, – обращаюсь уже к ведущему специалисту управления Адие Искаковой.
- И в их, и в наших интересах, чтобы они там не засиживались более 15 минут. Задержки и прочие недоразумения чаще всего возникают потому, что не всегда и не всем клиентам удаётся с первого раза предоставить весь пакет необходимых исходных документов. Информацию об этом можно найти на специальных стендах или получить её у консультантов, работающих с посетителями на первом этаже. Они же проводят вас к «окнам».
Личные впечатления? Мне в ЦОНе понравилось всё или почти всё. Интерьер, дизайн, сервис, улыбчивый, в фирменных косыночках на шеях в основном молодой и красивый девичий персонал. И, тьфу, тьфу, не сглазить бы…


Бускуль обиды нашей.

Публикуя письмо россиянки с казахстанскими корнями, я, конечно, не рассчитываю, на немедленную реакцию тех, кому под силу вернуть электричку гостям и жителям Босколя. Скорее всего, вообще никакой реакции от властей не будет.Но и не опубликовать это письмо, смягчив, каюсь, некоторые выражения, просто не мог. Потому что происходящее в Босколе касается всех нас. Кстати, Президент Российской Федерации уже уведомил автора, что переадресовал её письмо в министерство транспорта. Ну а почему в одну подборку с письмом заверстаны давние стихи коренного бускульчанина Владимира Александровича Беспалова, надеюсь, вы и без моей подсказки поймёте.

Из письма гражданки России, уроженки Босколя, президентам Республики Казахстан и Российской Федерации.

Господа Президенты! Не уверена, что услышите мольбу простых людей о помощи, и, тем более, поможете нам решить проблему, от которой зависит жизнь многих-многих. Но молчать нет сил! Даже сейчас воспоминания об увиденном и услышанном вызывают слёзы отчаяния и гнева. Кто, в конце концов, решит вопрос о приграничных районах и несчастных их жителях, которые волей злой судьбы (или ответственных людей) оказались в жуткой ситуации, несовместимой с понятиями о цивилизованном государстве? Речь идёт о посёлке Босколь и расположенной в его черте станции Бускуль Южно-Уральской железной дороги. Это моя родина, которую я покинула ещё в 1979 году, попав по вузовскому распределению в Оренбургскую область. Если бы я знала тогда, через какие испытания мне придётся пройти, чтобы навестить отчий дом…
Сначала перестали останавливаться пассажирские поезда, заставив нас добираться в Бускуль на электричках, с пересадками. С декабря прошлого года по решению непонятных структур здесь не останавливается уже и электричка. Вернее, она останавливается только для железнодорожников. Остальным путь в вагоны преграждают российские таможенники и казахстанские полицейские, чтобы не допустить нарушения границ и принятых решений.
У меня тяжело заболела мама и жена младшего брата, и я отправилась навестить их. Раньше, даже с пересадками, дорога домой занимала 8 часов. Теперь же мне пришлось проехать свою станцию и сойти в Троицке. 7 часов я провела на тамошнем автовокзале, дожидаясь автобуса в сторону Казахстана, чтобы на нём законно пересечь границу через таможни. Прямого автобуса на маршруте нет, а в проходящие так просто не сядешь. В конце концов мне пришлось нанимать такси, чтобы добраться до таможни. Но там мне объяснили, что таможню можно преодолеть только на автомобиле. А где ж его взять?! Пришлось плакаться в легковую машину, просить людей о помощи. Слава аллаху, повезло с добрыми людьми! Прошли мы контроль «быстро», всего за 3, 5 часа. А вот молодые люди, пришедшие мне на помощь, простояли на российской и казахстанской таможнях в общей сложности 12 часов, половину суток! Во время таможенного досмотра я дозвонилась до родных и они, наняв машину, послали её за мной за 120 километров. По разбитым донельзя дорогам… И первое, что услышала от матери, прикованной к постели: «Ты не успеешь похоронить меня…». Скажите, господа Президенты, вы ведь тоже чьи-то дети, что сможет уберечь от проклятий тех, кто принимал такие решения?
Но что мои злоключения перед тем, что я увидела в Бускуле. Дети многих жителей этого посёлка учатся в Троицке и Челябинске хотя бы потому, что добираться до них по железной дороге и надежнее, и дешевле. А это очень много значит для людей с мизерными зарплатами, живущих на доходы от подворий. Конечно, проще и дешевле запретить остановки поездов. А как же люди?! А как же матери, которые не могут даже передать своим студентам деньги на хлеб?! Я видела жуткую картину, как эти матери ложились на рельсы. Не дайте совершится кровопролитию! Я умоляю Вас, господа Президенты, дорогие наши избранники, решить проблему станции Бускуль как можно быстрее. Ситуация очень серьёзная, и, судя по реакции людей, выходит из-под контроля. Что касается пункта упрощенного перехода, открытого в Приречном, то, во-первых, пока по бездорожью доберёшься до него, начнёшь сомневаться в его «упрощенности». А во-вторых, упрощен этот переход только для жителей Карабалыкского района. А как же быть с нами, несчастными, кто за 45 лет жизни пережил несколько эпох, оставив корни в одном государстве, живёт теперь в другом? Да услышьте же нас! Ведь об этом кричали все СМИ, были извещены все мало-мальски значимые командиры и начальники. Остались только международные организации по защите прав человека...
С уважением, ЗИННУРОВА Р.З.,
г. Новотроицк, Оренбургская область.


СОВРЕМЕННЫЕ РАБЫ И РАБОТОРГОВЦЫ.

Как это ни дико звучит, и сегодня существуют рабы и работорговцы, а торговля людьми во всех странах мира приносит наибольший доход после наркотиков и оружия. Согласно данным госдепартамента США, ежегодно жертвами работорговли становится до одного миллиона человек. Только в США незаконно ввозится до 50 тысяч человек в год. Согласно другим источникам, всего в руки работорговцев попадает до 4 миллионов человек ежегодно, а оборот этого «бизнеса» составляет около 9 миллиардов долларов в год. После развала СССР в бордели Европы за бесценок проданы примерно 10 миллионов жительниц СНГ. При этом, если в 1850 году стоимость раба в южных штатах США составляла 40 тысяч долларов, то ныне девушки из Таиланда продаются в американские бордели за 20 тысяч. Впрочем, попасть в лапы современного рабовладельца можно и не покидая родную страну. Обо всём этом в настоящей пойдёт речь в настоящей подборке, подготовленной совместно с Управлением юстиции.


В лапах маньяка.

В конце прошлого века на весь мир прогремело имя маньяка Комина из небольшого городка Вятские Поляны Кировской области. Вырыв под гаражом бункер, этот изверг четыре года держал в подполье пленниц, заставляя их шить семейные трусы, халаты, школьные формы, костюмы для местного ДК и ризы для священнослужителей. Семь человек прошли через бункер, лишь трое выбрались живыми. Присматривал для своих целей Комин, как правило, одиноких, обездоленных, не имевших крыши над головой и не чуравшихся рюмки женщин. В ходе задушевной беседы, он спаивал их, подсыпая в стаканы снотворное, и бесчувственных отправлял в свою подземную мастерскую, где поставил две швейные машинки и оверлок. Он сразу оповестил своих рабынь, что света белого им больше не видать и кормить их он будет только за «стахановский труд». Особая лампочка извещала о прибытии Комина в бункер. Стоило ей загореться, как невольницы защелкивали на себе ошейники, крепили к ногам металлические тросы и становились навытяжку, в ужасе ожидая, чего новенького на сей раз придумает их мучитель. Когда половые извращения и изощренные побои ему надоели, Комин поставил узниц перед выбором: или располосовать рты до ушей или сделать татуировки на лицах. И сделал: на переносице – крест, под глазами – зигзаги, а на лбах – крупно: «РАБ». Только чудом удалось несчастным вырваться из кровавых лап маньяка.
Подобный случай совсем недавно был выявлен и в нашем Таразе. Мать и её несовершеннолетнюю дочь, нелегальных мигрантов из Узбекистана, прятал в подвале своего дома продавец хлебных изделий. Он приковывал их цепью, запирал на замок, жестоко избивал за малейшую провинность. Работали женщины и ребенок с раннего утра и до поздней ночи. Хозяин практически не кормил их. Когда полицейские освободили рабов, эти двое были так истощены и испуганы, что долгое время не могли говорить, вздрагивали от малейшего шума.


11 лет в рабстве.
Выпив с парнями кавказской национальности за знакомство, Владимир Айбабин очнулся в загоне для свиней. Оказалось, его продали в рабство семье сванов. 11 лет с раннего утра до ночи пас бедолага чужих коров и овец, спал в обнимку со свиньями. Ел то, что давали, в основном кукурузу, иногда бросали кусок мяса со словами: «Паешь, русский свыння!» И за малейшую провинность били. Кроме Айбабина семья держала ещё двух рабов, у одного из которых уже был 20-летний стаж. С помощью сердобольного человека Айбабину удалось бежать.


Преступную группу, похищавшую несовершеннолетних девушек и молодых женщин обезвредили в Жамбыльской области…

Секс-рабыни.

19-летний Александр знакомился с симпатичными юными барышнями. Красиво ухаживая за ними, «кавалер» приглашал очарованных красавиц на свидания, а затем насильно увозил девушек из Шу в село Кордай. По такой же схеме работал и его напарник. За услуги обольстителю полагалось вознаграждение – от 100 до 500 долларов в зависимости от сложности проведенной операции…29-летняя Майра (сама бывшая сексуальная рабыня) и 21-летний Акарыс перегружали живой товар в свой автомобиль. Предварительно девушкам подмешивались в напитки какие-то «сонные порошки», от которых жертвы теряли память. Они так и не вспоминали, как оказывались в Алматы, где для них начинался настоящий кошмар… Всех их насильно заставляли оказывать интимные услуги в одной из алматинских квартир… Обращались с жертвами жестоко, за каждой был закреплен смотритель, работали они по 12 часов в сутки. За непослушание - физическая расправа. Жизнь в полной изоляции от людей. Особенно деспотично и нагло обращался с ними главарь банды по кличке Баха, который и сам пользовался живым товаром. Девушки боялись его больше всего, поскольку он часто грозил убийством.… За любые попытки связаться с родными или заговорить с незнакомыми людьми невольницы подвергались физическому наказанию и изоляции в специальном помещении.… Все заработанные деньги (две тысячи тенге за час) секс-рабыни передавали самому главному-31-летнему жителю южной столицы, который сейчас находится в розыске. По приблизительным подсчётам рабовладелец имел навар только за пятерых девушек 40-50 тысяч долларов ежемесячно.
«Мегаполис», (№ 14, 16 апреля 2007 г.)


Все наши – там Наташи.
Бордели Европы забиты русскими красавицами, у которых там одно имя – Наташа. Правда, русскими здесь называют всех выходцев из стран СНГ. И спрос на Наташ постоянно растёт. Только в Германии ежегодно бордели посещают свыше одного миллиона мужчин, в одном Мюнхене почти 50 «секс-предприятий», где занято около 1000 женщин. Работают Наташи фактически круглосуточно, обслуживая до 14 клиентов в день. Их дневной заработок в среднем – 50 долларов.


О том, что нужно знать, чтобы не стать жертвой современных работорговцев рассказывает Адия Искакова, ведущий специалист Управления юстиции.
В 2003 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в ст. 128 УК РК «Вербовка, а также вывоз и транзит людей для эксплуатации», который регламентирует уголовную ответственность за вывоз и транзит людей для заведомо сексуальной или иной эксплуатации. Кроме того, согласно Программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, предусмотрено повышение информированности населения, особенно молодежи; поддержка неправительственных организаций, оказывающих помощь жертвам трафика; соблюдение законодательства при ввозе и использовании иностранной рабочей силы и выезде граждан Казахстана для работы за границей.
Чтобы не стать жертвой трафика, необходимо:
- убедиться, что человек (или агентство), предлагающие работу за рубежом, работают легально и имеют лицензию (обязательно Казахстанскую);
- выяснить в посольстве той страны, куда собираетесь ехать, о возможности такого трудоустройства;
- внимательно прочитать контракт, который должен быть написан понятным для Вас языком;
- сделать дубликаты своих документов: виз и паспортов, на случай если их отберут;
- ни в коем случае не отдавать свои документы другим людям! Ваш паспорт принадлежит только Вам;
- сказать родственникам о том, куда едите, с кем, дать телефоны; договориться, что если Вы в определенное время не позвоните, то значит Вы находитесь в опасности, или договоритесь об условных знаках, чтобы родственники знали, что Вы находитесь в опасности.

Криминал.

Как нашу землячку от имени «Русского радио» кинули.
Одна из наших землячек неожиданно получила сообщение на «сотку» якобы от компании «Астана-Моторс» и «Русского радио» о том, что она выиграла машину, да не простую, а крутой Бумер, BMW то есть. Стала землячка уточнять, что и как, дозвонилась до диджея Славы, который и подтвердил выигрыш землячки. Но лишь после получения пяти карт экспресс-оплаты стоимостью 1000 тенге. И тут же велел купить ещё 30 карт экспресс-оплаты и сообщить номера РНН и удостоверения личности. Купила, сообщила, чего ради Бумера не сделаешь. Вечером того же дня диджей Слава для того, чтобы всё окончательно состыковалось, попросил землячку купить ещё 30 карточек и перечислить деньги на счёт. А ранее перечисленные деньги, мол, пойдут в помощь сиротам – детдомовцам. Землячка и эти рекомендации послушно выполнила. А после этого её уведомили, что машина уже на пути в Костанай, выходи, дескать, встречать. Но Бумер так до нашей землячки не добрался. Кинул выходит её шустрый Слава от имени «Русского радио», на 71 тысячу тенге кинул. Теперь полиция им занимается. Но, попробуй найди мерзавца в безбрежном эфире!


Что с нами происходит? 11 мая в Приречном двое молодых людей, которых после всего случившегося и людьми-то назвать трудно, убили женщину предпенсионного возраста. Причем убивали её долго и жестоко всеми известными способами. Резали ножом, били палкой, душили верёвкой, топили в реке. Не собираюсь описывать леденящие кровь подробности ужасающего злодеяния, как это сделали многие СМИ.
Не вижу в том смысла. Нет прока от таких публикаций. Хватит и того, что многие телесериалы фактически стали пособием для убийц. Вот и эти, приреченские, идя на дело, кого-то наверняка повторяя, на кроссовки носки натянули, на руки - перчатки.
Не буду также строить догадок, почему враз, в одночасье спокойные, уравновешенные мальчики, если верить характеристикам приреченских педагогов, превратились в нелюдей, убийц. Не буду ставить и конкретное «почему» поступку очередного карабалыкского мальчишки, накинувшему неделю спустя после убийства в Приречном петлю на свою неокрепшую шею. Просто посоветую всем и каждому оглянуться вокруг себя и хоть немножко задуматься над тем, что происходит в мире, стране, обществе, семье…

Все остальное...

ПОМИНКИ НА ПРАЗДНИК.
10 лет тому назад не стало Комсомольской неполной средней школы, легендарной нашей восьмилетки, в стенах которой набирались ума разума несколько поколений комсомольчан. Приказ об её закрытии был подписан тогдашним заведующим районного отдела образования Кремером ещё 13 марта 1997 года. Вот преамбула и первый параграф этого документа: «В целях выполнения решения коллегии Министерства образования от 14.08. 1996 г. № 241 «Об оптимизации сети и структуры учреждений образования, финансируемых из местных бюджетов» приказа Министерства образования Республики Казахстан от 6.06 1996 г. № 166 и утвержденного маслихатом-собранием районного бюджета на 1997 год, в связи с аварийностью здания и на основании решения акима Комсомольского района № 16 от 26 февраля 1997 г. приказываю: 1. С 1 июня 1997 года закрыть Комсомольскую НСШ». Так что нынешнее празднование Дня защиты детей вполне можно совместить с поминками по восьмилетке. Ещё раньше были закрыты, или, как потом исправили формулировку приказа, «переведены на полную самоокупаемость» детская школа искусств и детско-юношеская спортивная школа. А спустя совсем немного, отобрали и исконное имя у райцентра. Вот такой получился последний седьмой год 20 века для Комсомольца.


Со слезами на глазах…
Вроде, жить становится лучше, веселее, а от нас всё уезжают и уезжают… Вот и автобус на Германию, маршрут которого проходит через Карабалык, нет, нет да и прихватит с собой новую порцию наших граждан. Накануне праздника Победы искать счастья в зарубежных пределах отправились ещё пятеро наших земляков. Семь лет ждали - дожидались они этого часа. Взрослые пробивались случайными заработками, а дети учились. А, когда наконец дождались, плакали на проводах вовсе не от счастья. Понимали: не с распростёртыми объятьями встретит их «историческая родина». Перспективы на светлое, счастливое будущее там не менее туманны, чем здесь, где родились, выросли…Но все же выбрали Германию…
- Не так давно все немцы были плохими, фашистами, водиться с ними было зазорно, а теперь вот все немцами не прочь были бы стать, - заметил не без горечи один из тех всё еще НАШИХ немцев, кого, а заодно и меня, лидеры общества «Возрождение» пригласили сообща отметить День Победы. И неправда, как утверждает молва, что для немцев – это не праздничный, а траурный день. Так могут утверждать лишь те, кто по сей день путают немцев с фашистами. Все хлебнули горя-беды полной мерой. И потому - это наш общий праздник. Со слезами на глазах, которые у большинства из нас полностью не просохли и до сих пор…
  • Дата выхода в печать 27 сентября 2007